Наталья Сорокина
Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента была выдвинута задача формирующей части исследования: подобрать и апробировать нетрадиционные методы рисования, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В частности необходимо развивать такие показатели развития творческого воображения как самостоятельность, оригинальность построения образа у детей, а также овладение приёмами воображения и вербализации образа воображения.
Публикация «Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Формирующая часть исследования осуществлялась с детьми экспериментальной группы, состоящей из двенадцати человек. Из них 16,6% детей относятся к достаточному уровню развития творческого воображения; 45,85% детей - к уровню близкому к достаточному и 37,50% - к недостаточном уровню.
С целью решения задачи экспериментально-исследовательской работы, была подобрана и апробирована серия занятий, состоящих из трех блоков, решающих проблему развития творческого воображения в процессе изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования.
Занятия, используемые в формирующем эксперименте, условно делятся на 3 блока, в соответствии с целями исследования.
Каждый блок включает в себя непосредственную образовательную деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования, направленных на решение конкретной задачи по развитию творческого воображения.
Характеристика целей НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования, развивающих творческое воображение, представлена в таблице 2.4
Таблица 2.4 Характеристика целей занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов
Неделя № Овладение приемами воображения и вербализации образа. Оригинальность воображения Самостоятельность
воображения
I 1 Техника «по сырому»
Тема «Дождливая погода»
Цель: Познакомить с новой техникой рисования «по сырому». Познакомить со свойствами различных изобразительных материалов. Развивать ассоциативное мышление и образное восприятие. Учить придумывать композицию рисунка.
2 Техника «по сырому»
Тема «Солнечный день»
Цель: Закрепить новую технику рисования «по сырому». Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Развивать способность к отражению природных явлений с помощью цветовых образов. Учить придумывать оригинальный сюжет рисунка и оригинальные образы.
II 1 Техника «воскография»
Тема «Муха-Цокотуха»
Цель: Познакомить с новой техникой рисования «воскография». Развивать ассоциативное мышление и образное восприятие.
Учить придумывать оригинальный сюжет рисунка.
2 Техника «восковые мелки + акварель»
Тема «Наши любимые питомцы»
Цель: Учить детей рисовать восковыми мелками и акварелью одновременно. Учить раскрывать особенности графических средств путем использования их в передаче в образной поэтической форме.
Учить самостоятельно придумывать оригинальный сюжет рисунка
III 1 Техника «размыва»
Тема «Ранняя весна»
Цель: Закрепить новую технику рисования «размыва». Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Развивать способность к отражению природных явлений с помощью цветовых образов.
2 Техника «размыва»
Тема «Море волнуется раз»
Цель: Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.
VI 1 Техника «тычка»
Тема «Солнышко весеннее»
Цель: Закрепить новую технику рисования «тычка». Развивать способность к самостоятельному цветовосприятию окружающего мира, самостоятельному отражению с помощью цветовых образов своих впечатлений.
2 Техника «тычка»
Тема «Жёлтые одуванчики»
Цель: Закрепить новую технику рисования «тычка». Развивать воображение и восприятие окружающего мира. Ориентирование в пространстве, чувство цвета, ритма.
V 1 Техника: нескольких нетрадиционных техник
Тема «Мы летаем в облаках»
Цель: Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать ассоциативное мышление и образное восприятие, воображение, фантазию.
2 Техника: нескольких нетрадиционных техник
Тема «Радуга повисла разноцветным коромыслом»
Цель: Закреплять умения пользоваться различными техниками, формировать умение адекватным образом использовать нетрадиционные изобразительные средства и техники. Развивать ассоциативное мышление и образное восприятие.
Все НОД проводились, чередуясь по целям и времени, два раза в неделю в течение 5 недель, что обеспечивало их плановость и систематичность.
Наиболее показательным, на наш взгляд, в первом блоке является образовательная деятельность «Дождливая погода». Непосредственная образовательная деятельность проводилась со всеми детьми экспериментальной группы. В начале, воспитатель рассказала детям о дождливой погоде. Они рассмотрели разные цветовые пятна, непонятные расплывчатые фигуры и определили, на что они похожи.
В основной части воспитатель показала последовательность работы: на лист бумаги дети широкой кистью наносят акварель и пока она не высохла, прикладывают чистый лист сверху и прижимают ладошкой. Первый лист убирают, а в получившемся пятне второго листа педагог предлагает попытаться увидеть основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок. При необходимости воспитатель осуществляла индивидуальную помощь детям.
В процессе рисования воспитатель неоднократно повторяла название техники и как в этой технике правильно рисовать, подчеркивала все нюансы. Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.
Во втором блоке, на наш взгляд, наиболее значимым было НОД «Солнечный день». Оно проходило в технике «по - сырому», со всей экспериментальной группой.
Воспитатель предложила детям рисунок-схему с изображением солнца и волнообразных линий - некая поверхность. С помощью подбора цвета дети должны были превратить эту картину в цветущий и яркий сад или в солнечный ласковый пляж. Можно было использовать различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Ребята наносили воду широкой кистью на лист, сверху вниз заполняя лист слева направо. Затем они выбрали линии горизонта, набрали немного цвета и распределили по листу. Для изображения мелких предметов ребята использовали узкую кисть.
Несмотря на сложность деятельности по технике, каждый ребенок справился с заданием, и смог пофантазировать, и подойти к работе творчески. При необходимости воспитатель оказывала индивидуальную помощь детям.
По окончании образовательной деятельности дети пытались угадать и рассказать по рисункам свою историю летнего отдыха.
Наиболее показательным в третьем блоке является непосредственная образовательная деятельность «Наши любимые питомцы», проходившем в технике «восковые мелки + акварель». НОД проводилось со всеми детьми экспериментальной группы.
В вводной части, воспитатель предложила детям посмотреть фотографии разных пород собак и провела беседу о породах, о том, как собаки служат человеку.
В основной части воспитатель предложила разделить лист на 3 части, в каждой нарисовать собаку : точкой, линией и штрихом, но в 1-й части - точкой, во 2-й - штрихом, а в 3-й - линией и показала, как в конце затонировать лист, так, чтобы собак было видно. Воспитатель предложила самостоятельно нарисовать трех собак на своих листах восковыми мелками. Не смотря на сложность деятельности по технике, каждый ребенок справился с заданием, и смог пофантазировать, и подойти к работе творчески.
Воспитатель оказывала индивидуальную помощь детям, если это было необходимо.
Достаточно сложным было в третьем блоке, образовательная деятельность «Радуга повисла разноцветным коромыслом», которое проходило с использованием нескольких нетрадиционных техник художественной деятельности. НОД проводилось со всеми детьми экспериментальной группы.
В основной части непосредственной образовательной деятельности воспитатель показала изображение дождика мелками и цветными карандашами, предложила самостоятельно дорисовать дома, цветы, людей и т. д. Данное задание для детей было интересным, но в тоже время вызывало затруднение в исполнении. При необходимости воспитатель оказывала индивидуальную помощь детям.
Вся непосредственная образовательная деятельность, проходившая в рамках формирующего эксперимента, понравилось детям. Положительный интерес к рисованию нетрадиционными способами сплотил детей экспериментальной группы как коллектив.
В процессе проведения формирующего эксперимента дошкольники экспериментальной групп обучались по одной программе, но с испытуемыми экспериментальной группы дополнительно проводилась образовательная деятельность, направленная на развитие творческого воображения.
Подводя итог формирующей части исследования, следует отметить, что участники эксперимента с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения специально организованных НОД был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. Все запланированные занятия проведены в срок и в полном объеме. То есть задача данной части исследования решена.
Но, следует отметить, что для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходимо продолжение работы для закрепления полученного результата.