МААМ-картинки

Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Наталья Сорокина
Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

На основании анализа результатов констатирующего эксперимента была выдвинута задача формирующей части исследования: подобрать и апробировать нетрадиционные методы рисования, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В частности необходимо развивать такие показатели развития творческого воображения как самостоятельность, оригинальность построения образа у детей, а также овладение приёмами воображения и вербализации образа воображения.

Публикация «Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирующая часть исследования осуществлялась с детьми экспериментальной группы, состоящей из двенадцати человек. Из них 16,6% детей относятся к достаточному уровню развития творческого воображения; 45,85% детей - к уровню близкому к достаточному и 37,50% - к недостаточном уровню.

С целью решения задачи экспериментально-исследовательской работы, была подобрана и апробирована серия занятий, состоящих из трех блоков, решающих проблему развития творческого воображения в процессе изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования.

Занятия, используемые в формирующем эксперименте, условно делятся на 3 блока, в соответствии с целями исследования.

Каждый блок включает в себя непосредственную образовательную деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования, направленных на решение конкретной задачи по развитию творческого воображения.

Характеристика целей НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования, развивающих творческое воображение, представлена в таблице 2.4

Таблица 2.4 Характеристика целей занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов

Неделя № Овладение приемами воображения и вербализации образа. Оригинальность воображения Самостоятельность

воображения

I 1 Техника «по сырому»

Тема «Дождливая погода»

Цель: Познакомить с новой техникой рисования «по сырому». Познакомить со свойствами различных изобразительных материалов. Развивать ассоциативное мышление и образное восприятие. Учить придумывать композицию рисунка.

2 Техника «по сырому»

Тема «Солнечный день»

Цель: Закрепить новую технику рисования «по сырому». Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Развивать способность к отражению природных явлений с помощью цветовых образов. Учить придумывать оригинальный сюжет рисунка и оригинальные образы.

II 1 Техника «воскография»

Тема «Муха-Цокотуха»

Цель: Познакомить с новой техникой рисования «воскография». Развивать ассоциативное мышление и образное восприятие.

Учить придумывать оригинальный сюжет рисунка.

2 Техника «восковые мелки + акварель»

Тема «Наши любимые питомцы»

Цель: Учить детей рисовать восковыми мелками и акварелью одновременно. Учить раскрывать особенности графических средств путем использования их в передаче в образной поэтической форме.

Учить самостоятельно придумывать оригинальный сюжет рисунка

III 1 Техника «размыва»

Тема «Ранняя весна»

Цель: Закрепить новую технику рисования «размыва». Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Развивать способность к отражению природных явлений с помощью цветовых образов.

2 Техника «размыва»

Тема «Море волнуется раз»

Цель: Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

VI 1 Техника «тычка»

Тема «Солнышко весеннее»

Цель: Закрепить новую технику рисования «тычка». Развивать способность к самостоятельному цветовосприятию окружающего мира, самостоятельному отражению с помощью цветовых образов своих впечатлений.

2 Техника «тычка»

Тема «Жёлтые одуванчики»

Цель: Закрепить новую технику рисования «тычка». Развивать воображение и восприятие окружающего мира. Ориентирование в пространстве, чувство цвета, ритма.

V 1 Техника: нескольких нетрадиционных техник

Тема «Мы летаем в облаках»

Цель: Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать ассоциативное мышление и образное восприятие, воображение, фантазию.

2 Техника: нескольких нетрадиционных техник

Тема «Радуга повисла разноцветным коромыслом»

Цель: Закреплять умения пользоваться различными техниками, формировать умение адекватным образом использовать нетрадиционные изобразительные средства и техники. Развивать ассоциативное мышление и образное восприятие.

Все НОД проводились, чередуясь по целям и времени, два раза в неделю в течение 5 недель, что обеспечивало их плановость и систематичность.

Наиболее показательным, на наш взгляд, в первом блоке является образовательная деятельность «Дождливая погода». Непосредственная образовательная деятельность проводилась со всеми детьми экспериментальной группы. В начале, воспитатель рассказала детям о дождливой погоде. Они рассмотрели разные цветовые пятна, непонятные расплывчатые фигуры и определили, на что они похожи.

В основной части воспитатель показала последовательность работы: на лист бумаги дети широкой кистью наносят акварель и пока она не высохла, прикладывают чистый лист сверху и прижимают ладошкой. Первый лист убирают, а в получившемся пятне второго листа педагог предлагает попытаться увидеть основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок. При необходимости воспитатель осуществляла индивидуальную помощь детям.

В процессе рисования воспитатель неоднократно повторяла название техники и как в этой технике правильно рисовать, подчеркивала все нюансы. Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.

Во втором блоке, на наш взгляд, наиболее значимым было НОД «Солнечный день». Оно проходило в технике «по - сырому», со всей экспериментальной группой.

Воспитатель предложила детям рисунок-схему с изображением солнца и волнообразных линий - некая поверхность. С помощью подбора цвета дети должны были превратить эту картину в цветущий и яркий сад или в солнечный ласковый пляж. Можно было использовать различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Ребята наносили воду широкой кистью на лист, сверху вниз заполняя лист слева направо. Затем они выбрали линии горизонта, набрали немного цвета и распределили по листу. Для изображения мелких предметов ребята использовали узкую кисть.

Несмотря на сложность деятельности по технике, каждый ребенок справился с заданием, и смог пофантазировать, и подойти к работе творчески. При необходимости воспитатель оказывала индивидуальную помощь детям.

По окончании образовательной деятельности дети пытались угадать и рассказать по рисункам свою историю летнего отдыха.

Наиболее показательным в третьем блоке является непосредственная образовательная деятельность «Наши любимые питомцы», проходившем в технике «восковые мелки + акварель». НОД проводилось со всеми детьми экспериментальной группы.

В вводной части, воспитатель предложила детям посмотреть фотографии разных пород собак и провела беседу о породах, о том, как собаки служат человеку.

В основной части воспитатель предложила разделить лист на 3 части, в каждой нарисовать собаку : точкой, линией и штрихом, но в 1-й части - точкой, во 2-й - штрихом, а в 3-й - линией и показала, как в конце затонировать лист, так, чтобы собак было видно. Воспитатель предложила самостоятельно нарисовать трех собак на своих листах восковыми мелками. Не смотря на сложность деятельности по технике, каждый ребенок справился с заданием, и смог пофантазировать, и подойти к работе творчески.

Воспитатель оказывала индивидуальную помощь детям, если это было необходимо.

Достаточно сложным было в третьем блоке, образовательная деятельность «Радуга повисла разноцветным коромыслом», которое проходило с использованием нескольких нетрадиционных техник художественной деятельности. НОД проводилось со всеми детьми экспериментальной группы.

В основной части непосредственной образовательной деятельности воспитатель показала изображение дождика мелками и цветными карандашами, предложила самостоятельно дорисовать дома, цветы, людей и т. д. Данное задание для детей было интересным, но в тоже время вызывало затруднение в исполнении. При необходимости воспитатель оказывала индивидуальную помощь детям.

Вся непосредственная образовательная деятельность, проходившая в рамках формирующего эксперимента, понравилось детям. Положительный интерес к рисованию нетрадиционными способами сплотил детей экспериментальной группы как коллектив.

В процессе проведения формирующего эксперимента дошкольники экспериментальной групп обучались по одной программе, но с испытуемыми экспериментальной группы дополнительно проводилась образовательная деятельность, направленная на развитие творческого воображения.

Подводя итог формирующей части исследования, следует отметить, что участники эксперимента с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения специально организованных НОД был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. Все запланированные занятия проведены в срок и в полном объеме. То есть задача данной части исследования решена.

Но, следует отметить, что для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходимо продолжение работы для закрепления полученного результата.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных способов рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Желание творить – это внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью. Но одного желания творить.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Опыт работы «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.

Отчет по теме самообразования «Новые формы развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Старая Жуковка Базарно Карабулакского муниципального района.

Педагогические подходы к использованию нетрадиционных техник рисования в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста В теории и практике, по мнению Н. П. Сакулиной, О. О. Дароновой, Т. С. Комаровой изобразительная деятельность в дошкольном воспитании признана.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение –.

Сборник игр и игровых упражнений по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, которые можно использовать в свободной игровой деятельности Упражнение по стихотворению «Рыжие стихи» Цель: активизировать.

Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье описан опыт работы.

Влияние нетрадиционных приемов аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возрастаВлияние нетрадиционных приемов аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Влияние нетрадиционных приемов аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Способность к творчеству – отличительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 августа 2017 в 10:55
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД