Анастасия Колегаева
Развитие творческого потенциала педагога дошкольной образовательной организации в системе повышения квалификации
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны вносят определенные изменения в российскую систему дошкольного образования. По своему предназначению она становится сегодня многофункциональной. За последние несколько лет появились значимые нормативные документы, которые определяют новые приоритеты развития дошкольного образования : закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, активно внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Привычная до недавнего времени унификация дошкольных образовательных учреждений сменилась их разнообразием, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых технологий. Само понятие «образовательное учреждение» вытесняется новым понятием «образовательная организация». Так, новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации» дает трактовку «образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность»
Нынешние ориентиры системы российского образования – качество, доступность, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольной организации. Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при качественном изменении деятельности дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) и выражающиеся в их переходе на качественно новый этап - режим развития. Особые проблемные акценты формируются вокруг темы экономики ДОО.
Главная задача новой ДОО – это раскрытие способностей каждого ребенка. Необходимость успешного решения этой задачи делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов, создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности. Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации. При этом важно знать, что под повышением квалификации понимается не механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей.
Необходимость развития творческого потенциала педагога объективно приобретает все большую актуальность благодаря усложнению и постоянному расширению сферы образовательных услуг, появлению инновационных типов школ, авторских педагогических систем, проектов, технологий, возрастающему уровню запросов социума, предъявляемых педагогу. Кроме того, анализ мировых тенденций развития общества свидетельствует о том, что основу научно-технического прогресса в XXI веке составляют инновационные процессы в образовании, характерными чертами которых являются: инновации, качество образовательных систем, включенность системы образования в региональные и глобальные образовательные системы на основе межкультурных коммуникаций и информационных технологий. В этих условиях актуализируется необходимость построения и реализации образовательного процесса, создающего предпосылки для раскрытия потенциальных способностей каждого педагога, формирования у него готовности к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Проблема исследования развития творческого потенциала педагога ДОО является одной из важнейших в теории и практике современной системы дошкольного образования детей. Ее значимость обусловлена ролью педагогического творчества в организации деятельности педагога в современной гуманистической парадигме, потому что педагогическое творчество представляет собой наиболее существенную характеристику педагогического труда. Творчески инициативное отношение педагога к профессиональной деятельности формируется в различных условиях и под влиянием различных обстоятельств.
Процесс повышения квалификации в системе повышения квалификации, на наш взгляд, должен играть первостепенную роль в развитии, интенсификации и обогащении творческого потенциала педагога ДОО.
Актуальность данного исследования состоит в отсутствии системы научно-методического и программно-методического сопровождения развития творческого потенциала педагогического работника при его подготовке в вузах, в институтах повышения квалификации регионального и федерального уровней, в методических службах различных уровней. Нам близка позиция современных ученых: В. А. Сластенина, Е. А. Левановой, А. В. Мудрика в отношении сложившейся практики подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях, ориентированной, в основном, на теоретическую подготовку учителя-предметника. Особое место, на мой взгляд, в развитии творческого потенциала педагога играет послевузовская ступень, которая предстает в системе повышения квалификации, в системе учрежденческих и муниципальных методических служб, курирующих учреждение дошкольного образования детей. В условиях педагогических инноваций особо значимым становится изменение деятельности методической службы, ее способность оперативно реагировать на запросы педагогов-практиков и, одновременно, сохранять свою миссию в повышении уровня профессиональной квалификации педагога, в развитии его педагогического мастерства.
Актуальность данного исследования заключается также и в реальном состоянии практической педагогической деятельности педагога ДОО. В практике системы дошкольного образования детей наблюдается парадоксальное явление: сегодня творческая деятельность педагога становится все более массовой, но не всегда педагогически квалифицированной, ввиду притока в эту систему из других областей (техники, культуры, искусства, спорта и пр.) узких специалистов, не имеющих педагогического образования.
Характерным является и то, что потребность самого педагога в постоянном развитии, саморазвитии не стали нормой его профессиональной деятельности. В то же время, вариативные условия системы повышения квалификации могли бы способствовать диагностированию и развитию творческого потенциала педагога при соблюдении непрерывности курсового и межкурсового процессов и реальной педагогической практики педагога в ДОО.
Актуальность данного исследования, состоит также в отсутствии педагогической теории развития творческого потенциала педагога, как в системе дошкольного образования детей, так и в системе повышения квалификации.
Профессиональный рост, становление педагога и развитие его творческого потенциала освещались в работах: В. И. Андреева, В. А. Беликова, С. Н. Бегидовой, Т. Г. Брапи, М. Г. Мерзляковой, А. Я. Наина, В. В. Серикова, Н. Н. Тулькибаевой, А. В. Усовой и др.
Проблему данного исследования я формулирую следующим образом : каковы потенциальные возможности системы повышения квалификации в развитии творческого потенциала педагога дополнительного образования?
Необходимость разрешения данной проблемы обуславливается следующими противоречиями:
- между потребностью общества в творческой и компетентной личности педагога и неэффективным характером педагогической деятельности массового педагогического работника системы дошкольного образования детей;
- между необходимостью активизации процесса развития творческого потенциала педагога в условиях модернизации системы дошкольного образования детей и его недостаточным рефлексивным осмыслением собственного творческого потенциала и необходимостью обогащения собственного педагогического опыта;
- между актуальными приоритетами практической педагогической деятельности и недостаточным теоретическим, научно-методическим обеспечением развития и становления этой деятельности на всех уровнях методической службы;
- между ростом объективной значимости развития творческого потенциала педагога в системе повышения квалификации и неразработанностью педагогических условий, которые бы способствовали его развитию;
- между позитивными потенциальными возможностями сложившихся вариативных форм курсов повышения квалификации и неадекватным их применением в системе повышения квалификации.
Научная новизна исследования: в результате исследования дополнены определения понятий: «творчество педагога дошкольного образования», «творческий потенциал педагога дошкольного образования», разработана система работы по развитию творческого потенциала педагога дошкольной образовательной организации в системе повышения квалификации, включающая критерии развития творческого потенциала педагога ДОО; теоретически обоснован и экспериментально подтвержден комплекс условий, обеспечивающих эффективность развития творческого потенциала педагога ДОО (создание педагогически обоснованной системы актуализации и развития творческого потенциала педагога через взаимосвязанные этапы курсового и межсессионного повышения квалификации, через взаимодействие методической службы).
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении, расширении и конкретизации современных научных представлений о процессе развития творческого потенциала педагога в системе повышения квалификации. В результате исследования были определены критерии и показатели, уровни и условия, характеризующие развитие творческого потенциала педагога, а также установлено, что эффективность деятельности педагога ДОО в процессе курсов повышения квалификации зависит от определенного комплекса условий, способствующих развитию его творческого потенциала. Полученные данные дополняют современную теорию педагогического творчества в системе повышения квалификации и могут служить теоретической основой дальнейших исследований по развитию творческого потенциала педагога ДОО.
Практическая значимость исследования состоит в разработке системы работы по развитию творческого потенциала педагога дошкольной образовательной организации в системе повышения квалификации, которая может быть использована в образовательном процессе системы повышения квалификации. Материалы исследования могут применяться в педагогической практике : при создании и разработке специальных разноуровневых программ курсов повышения квалификации для педагогов ДОО, а также при реализации индивидуального подхода в процессе непрерывного образования.
Положения, выводы исследования могут быть включены в программы проблемных курсов и семинаров в институтах повышения квалификации, внедрены в практику учреждений дошкольного образования детей.