Марина Овечкина
Консультация «Речевое и коммуникативное развитие дошкольника, раскрытие его творческого потенциала»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения.
Одним из главных психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи и ее моторных компонентов.
Публикация «Консультация „Речевое и коммуникативное развитие дошкольника, раскрытие его творческого потенциала“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что же такое речевая развивающая среда? Это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи и коммуникативного общения каждого ребенка.
Целью построения речевой развивающей среды является насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи и коммуникативного общения ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды можно выделить следующие:
1) Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
3) Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
4) Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
5) Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Речевая развивающая среда в ДОУ строится в 2 направлениях:
- Предметно-развивающая среда
- Коммуникативно-речевая деятельность
Не секрет, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра, поэтому игры и игровое оборудование включает в себя все пространство групповой комнаты: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сюжетные игрушки, маркеры игрового пространства, макеты.
Дидактические игры и пособия, их предназначение в обучении, упражнении и закреплении речевого развития детей. В группах они используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Включают в себя: демонстрационный материал (картины, иллюстрации, а также игры на различные тематики «Составь слово», «Азбука» «Кто плывет по реке», различные виды лото «Одежда» «Животные» и др.
Второе направление коммуникативно-речевая деятельность. Она включает в себя три коммуникативные системы взаимодействия:
Первая: ребенок-ребенок. В детском саду ребенок в течение дня находится в коллективе сверстников, поэтому неизбежно общение между ними, Общение осуществляется практически во всех видах детской деятельности на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности ( организация подвижных и сюжетно-ролевых игр: умение договориться о игровых правилах, способах взаимодействия, разрешение конфликтных ситуаций) в режимных моментах (помощь друг другу в уборке игрушек, наведении порядка в группе, сборе на прогулку, а также дежурство, где важно умение распределить обязанности)
Вторая система ребенок-родитель. Родители проводят с ребенком меньше времени, чем он находится в детском саду. Но общение со взрослым родным человеком мамой, папой оказывает положительное влияние на развитие речевого и коммуникативного общения. Именно в семье ребенок видит отношения между близкими людьми, способы общения, взаимоотношения между членами семьи. Родители способствуют ознакомлению детей с окружающим миром (совместные поездки, чтение художественной литературы, беседы, игры)
Третья система-ребенок-педагог. Педагог играет главенствующую роль в речевом и коммуникативном развитии ребенка, т. к. в детском саду ребенок проводит большую часть времени. Речевое и коммуникативное развитие осуществляется во всех видах деятельности. При проведении непосредственно-образовательной деятельности, во время проведения экскурсий, наблюдений, воспитатель является образцом коммуникативного общения, умеет разрешать детские конфликты, способствует объединению детей по интересам, обращает внимание на застенчивых, малообщительных детей.
Формы работы по речевому развитию используемые в нашей работе:
- Регламентированная деятельностьнепосредственно-образовательная деятельность, где у детей формируем навыки речевого общения, знакомим с языковыми единицами, художественной литературой, упражняем в умении устанавливать контакты с окружающими людьми, сверстниками.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка. Носит как индивидуальный так и подгрупповой способ общения. Выражается в сотрудничестве педагога и ребенка в каком-либо виде деятельности: игровой, театрализованной, конструктивной.
- Самостоятельная деятельность ребенка. Включает в себя действия игровые или практические, которые ребенок осуществляет самостоятельно без помощи взрослого, она может носить как индивидуальный так и коллективный характер. Примером коммуникативной деятельности может служить организация сюжетно-ролевой игры, где дети самостоятельно берут и распределяют роли, договариваются о способах действия.
Большую роль в осуществлении речевого и коммуникативного общения играют экскурсии, как способ активного познания окружающего мира.
Помощь в создании речевой среды и формировании у детей речевого и коммуникативного общения оказывают наши родители, которые посещают родительские собрания. Принимают участие в выставках, конкурсах. Педагоги стараются организовать интересные консультации, размещают информацию в уголках для родителей по речевому и коммуникативному развитию детей.
Вывод: речевая развивающая среда в старшей и подготовительной группах включает в себя:
- грамотную речь педагога;
- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения) ;
- методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения) ;
- представления детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением).
Особое внимание следует уделить среде, в которой растёт и развивается ребёнок. Именно среда выдвигает основное педагогическое условие - интегрированный подход к освоению искусства ("Каждое искусство есть средство организации пространства"- П. Флоренский). Среда интегрирована по своей природе, она позволяет максимально развивать у детей поле пространственного воображения: широту, объём воображаемых представлений, фантазию, которые с точки зрения теории "полихудожественного развития" Б. П. Юсова являются непременным условием развития творческого потенциала ребёнка.
Побуждая детей к самостоятельной художественной деятельности, педагоги создают особую эстетическую среду, наполняют каждый центр активности стимулирующим материалом, предоставляя детям возможность самовыражения и самореализации.
Все условия взаимосвязаны друг с другом, выключение одного из названных условий приводит к невозможности реализации полихудожественного подхода в целом в системе воспитательно - образовательного процесса.
В реализацию полихудожественного подхода должны быть включены все субъекты образования: дети, педагоги, родители.
Полихудожественный подход является концептуальной идеей о необходимости включения ребёнка в разные виды деятельности и. исходя из его особенностей, можно с уверенностью сказать о том, что художественно-эстетическое образование практически реализуется в комплексе педагогических условий. Реализация полихудожественного подхода приводит к интенсивному развитию духовно-ценностных ориентиров личности, способствует обогащению художественной информации, постепенному освоению культурного наследия и раскрытию творческого потенциала дошкольника.
К 6 – 7 годам ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Именно в этом возрасте ребенок выдумывает миры с воображаемыми положительными и отрицательными героями. Творчество ребенка в этом возрасте носит проективный характер и символизирует устойчивые переживания. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают искать приемы этой передачи.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И задача педагога- дошкольника, поощрять любознательность, познавательную активность, вовлекать детей в различные виды деятельности, способствуя тем самым расширению детского опыта.
Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Необходимо предоставлять ребенку свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большое напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет малышу на пользу.
Предоставление свободы ребенку предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое главное – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Не надо делать что-то за ребенка, если он может это сделать сам.
Для творчества необходима комфортная психологическая обстановка– теплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе.
Развивать творческие способности можно как в специально организованной учебной деятельности соответственно целей и задач основных областей развития, так и в других видах деятельности.
Огромное значение для развития фантазии, воображения, как проявления творчества имеет игра, которая является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в игре ребенок делает первые шаги к творчеству. Взрослые должны не просто наблюдать за игрой, а управлять ее развитием, обогащать, включать в игру творческие элементы. На раннем этапе, игры детей носят предметный характер. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может стать стулом, машиной, пирожным и т. д.
В 4-5 лет начинается складываться сюжетно-ролевая игра, которая представляет широчайшие для развития фантазии и творчества. Воспитатель должен помочь детям научиться разнообразить сюжеты игр.
Развитию воображения, как одного из компонентов творческих способностей, помогают творческие игры дошкольников.
Так, например, имитационная игра «Фотография» (старшая группа).
Детям предлагают движениями, позой и мимикой изобразить веселого клоуна, злого великана и т. д. Звучит музыкальное сопровождение – дети в «образе» ходят по комнате. Пауза в звучании – дети замирают в любой позе.
В младшем дошкольном возрасте это игры с сюжетными игрушками, игры, сопровождаемые текстом («Котик и козлик»,
проблемно-игровые ситуации («Мишутка потерял свои сапожки», «У лисички нет домика») и др.
Необходимо также использовать для развития воображения игры типа «Что было бы, если все люди разучились разговаривать». Такие игры дают возможность мысленно прокрутить событие, которого не было, т. е. его придумать.
Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые можно использовать для развития воображения дошкольников. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца.
Дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых произведений, подготовить концерт для малышей или придумать различные истории, а затем сделать к ним иллюстрации.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого и тактичного, все понимающего педагога, его творческого потенциала.
Поэтому перед педагогом любой ступени образования, а особенно дошкольной, стоят следующие задачи:
- замечать любые творческие проявления детей;
- создавать условия для развития творческих способностей, как в организованной учебной деятельности, так и в других видах деятельности.
Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.
Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира.
Как отмечают Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения.
Рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников.
- Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
- Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
- Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
- Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).
- Играйте с детьми каждый день.
Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в …».
- Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).
^ Рекомендации по стилю общения с детьми
- Выслушайте каждого желающего.
Педагог должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы.
Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития.
- Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
- Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
- Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
- В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
Творческое начало в ребенке может развиться лишь в творческой деятельности. При проблемном обучении деятельность педагога заключается в том, что он не преподносит детям знания в готовом виде, а учит видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, при этом предполагается сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых проблем.
В результате собственной работы мысли дети принимают знания, т. к. человек, как С. Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добыто собственным трудом.
В развитии творческого потенциала детей, немаловажное значение имеет создание условий и средств, благотворно влияющих на раскрытие творческих способностей ребенка. По мнению многих психологов, лучшим периодом развития творческого потенциала, является дошкольный возраст. По этому развитию творчества уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника. В процессе всех видов изобразительной деятельности, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданным им, огорчается неудачам. Но самое главное - создавая изображения, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Под художественным творчеством в изобразительной деятельности подразумевается создание нового продукта в рисовании, лепке, аппликации. Дополнение к придуманному ранее, различных деталей, заставляющих по новому характеризовать создаваемый образ. Применение как ранее усвоенных способов, так и новых средств выразительности.
Руководство творческим процессом требует от педагога умения тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка….
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Немаловажное значение для развития творческого потенциала имеет лепка. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
В процессе занятий аппликации у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус, что способствует развитию творческого потенциала в этой сфере деятельности. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя возможность выбора разных аппликационных материалов, выбора различных цветов и оттенков, у детей воспитывается умение подбирать красивые сочетания и решения композиций. Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как, в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей.
Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе занятий конструированием, осуществляется путем разнообразия применяемого материала. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
Работа с природным, и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.
Дошкольное детство - сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка. Определены подходы к творческому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной, литературной, театральной, конструктивной. Развивающий потенциал досуговой деятельности менее исследован.
Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. В дошкольном образовательном учреждении она имеет следующие виды:
- развлечения – концерты, вечера досуга, театрализованные представления, музыкальные викторины и конкурсы, игры-забавы, развлечения с использованием технических средств обучения, различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, театр игрушки, театр картинок, плоскостной театр и т. д.);
- праздники – международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые;
- музыкально-образовательная деятельность — познавательные беседы, посещение театра;
- отдых – игровая деятельность, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок.
- творчество – деятельность детей в кружках и студиях при дошкольном учреждении, которая предполагает создание ребенком субъективно нового продукта в процессе творческой деятельности : придумывание сценической ситуации, мелодий песен, танцевальных движений, элементов костюмов персонажей сказок и т. д.
Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей не всегда находится время для общения с ребенком.
Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью.
При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс.
Досуговая деятельность и разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного.
Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника