Светлана Черкасова
Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения.
Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
Публикация «Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.
Развитие активной творческой личности - одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально.
Творчество - это всегда привнесение в мир чего-то нового. Сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима, и реализация индивидуальности - т. е. ее предъявление другим людям с помощью социально выработанных средств - уже есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего).
Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности, таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом - это и означает развитие творческого потенциала.
Одним из основных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования.
Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностейк какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности восприятия, воображения, т. е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3х лет активно формируется сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие действия связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры. Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей.
ДОУ создает благоприятные условия для формирования творческих способностей : дошкольников включают во все многообразие художественной деятельности: пение, лепка, рисование, танцы, театральная деятельность. У ребенка проявляются: изобразительные, декоративно-прикладные способности, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные способности, которые составляют мелодический и ритмический слух; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Основные составляющие специальных способностей – определённый уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
Развитие творческого потенциала у дошкольников должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому. Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: В общении, на занятиях, в играх - каждый ребенок-это неповторимая личность.
Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.
Создание оптимальной предметно развивающей среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка.
Создание творческих заданий для дошкольников, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т. д.
Использование в работе с детьми игр и игровых упражнений.
Использование в работе с дошкольниками принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств. Что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.
Такая среда будет способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений; направлять их творческую активность; вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами
Большое значение имеет эстетическое оформление группы, подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, так как эмоциональное благополучие детей в процессе занятий влияет на конечный результат.
Подобный подход позволяет охватить образовательный процесс в целом, а педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности в процессе обучения.