Елена Баранникова
Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Слово «творчество» означает создание чего-то нового, умение искать и изображать что-то своё. Театральная игра - самый распространённый вид деятельности в детском творчестве, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, ребёнок знакомится через звуки, образы, музыку с окружающим миром, заставляет думать, анализировать, делать выводы и обобщения. У ребёнка развивается интуиция, смекалка, изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом. В работе над выразительностью реплик персонажей ребёнок понимает, что речь надо произносить чётко, понятно. Развивается диалогическая речь, формируется грамматический строй умение образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, использовать в речи предлоги «в», «на», «под», заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова и словосочетания, составлять двусловное предложение и т. д.
Публикация «Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Огромную роль в развитие творческих способностей и речи детей посредством театральной деятельности играет воспитатель, умело направляющий весь процесс. Педагог должен знать каждого ребёнка, чтобы понять как он чувствует, как понимает литературное или фольклорное произведение. И в своей работе мной были поставлены следующие задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
2. Активизировать и совершенствовать словарный запас речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
3. Формировать умение создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств;
4. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение.
5. Развивать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формировать опыт нравственного поведения.
Для достижения поставленных задач в группе был создан уголок, который включает следующие виды театра :
1. Пальчиковый театр;
2. Кукольный театр (ширма, куклы би-ба-бо);
3. Настольный театр;
4. Театр масок;
5. Театр на ложках;
6. Театр на палочках;
7. Театр-стаканчик;
8. Театр перчаток;
9. Театр картинок (фланелеграф).
Ежедневно в работе используются куклы-перчатки, пальчиковые куклы
би-ба-бо. Куклы производят действия, в которых может прожить ребё нок: обнимают, гладят по голове, щеке, утешают, здороваются, прощаются. Детям нравится, когда с ними разговаривает кукла и в такие моменты важно обращать внимание на интонацию, громкость, выразительность речи. Так как в группе большая часть детей на начало учебного года были плохо говорящими или совсем молчали, то я старалась привлечь таких детей в разыгрывании народных песенок и потешек, дать ребёнку почувствовать себя партнёром, придумать и сделать что-то по-своему. После коротких обыгрываний произведений, дети запоминали и переносили песенки в повседневную игру, и уже играя с другими детьми, они начали активизировать свою речь. А в дальнейшем, эти дети самостоятельно или с помощью воспитателя исполняли роли персонажей русских народных сказок, потешек, стихов.
Дети любят использовать в играх маски. Так как скрываясь под маской можно расслабиться эмоционально и принять тот образ, который может принять ребёнок, "прожить" персонаж.
Много проводиться индивидуальной работы с закрытыми, зажатыми детьми. Не сразу такие дети идут на контакт даже при помощи куклы-персонажа. С такими детьми я стараюсь чаще прослушивать аудиопроизведения, рисовать красками, карандашами, выполнять аппликацию, чтобы эти дети снимали внутреннее напряжение. Таким детям нравится играть в настольный театр, с куклами- перчатками, где они сами озвучивают персонажи, комментируя действия, сюжет. Благодаря таким игровым действиям у детей пропадает комплекс "я не умею", они радуются своим успехам.
Так же я провожу совместную работу с родителями. Я рассказываю родителям о нашей театральной деятельности, привлекаю их внимание на то как дети выражают свои эмоции, проигрывают ситуации. Провожу консультации, беседы для родителей детей, которым надо уделить больше внимания (плохая речь, замкнутость). Родители интересуются, им нравится, когда их ребёнок показывает положительные результаты. И такая работа приносит радость, удовлетворение и родителям и мне. Для родителей на стенде "Наша жизнь в группе" я выставляю периодически фотографии детей в свободной, игровой деятельности, тексты литературных произведений, народного фольклора.
По истечению проделанной работы я могу сказать, что дети стали активными, общительными. Они здороваются во всеми, кого встречают, рассказывают о своих делах, победах, показывают красивую одежду, игрушки. Дети желают принимать участие в жизни группы, детского сада.
В дальнейшем я ставлю себе цель: использовать всё многообразие театральной деятельности, поставить театральные сказки и показывать их для других групп.