ирина замышляева
Дидактическое пособие «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Дидактическое пособие "Круги Луллия" используется как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель: Развитие познавательных интересов ребенка.
Задачи:
Публикация «Дидактическое пособие „Круги Луллия“» размещена в разделах
- Развивать творческое мышление дошкольника.
- Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
- Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.
Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т. д., на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т. п.)
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.
Игра №1 «Посчитай-ка»
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность; формировать элементарные математические представления, закреплять названия цифр и соотносить их с количеством предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге количество кружков в секторе указанном стрелочкой. Затем на среднем круге, найти картинку, на которой нарисовано столько же предметов, а потом найти соответствующую цифру на последнем третьем кругу.
Игра №2 "Мамы и их детёныши"
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Учить находить взрослому животному детёныша, развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт детёныша и называет его. Определяет, к каким животным он относятся: к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг, правильно называет маму и детёныша. (2 круга)
Например: на верхнем круге нарисован поросенок, давайте на нижнем круге найдём маму поросенка.
Игра №3 "Кто что ест и где живет?"
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, и найти где обитает.
Игра №4 "Дерево, листья и плоды»
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с изображением деревьев, листьев, плодов; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с деревом, которому подходят изображения листьев и плодов.
Например: На верхнем круге нарисован банан, на среднем листья пальмы, давайте на нижнем круге найдем дерево, которому соответствуют плоды и листья. (3 круга)
Игра №5 «Какое время года?».
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с характерными признаками времен года, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку-схему на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, к какому времени года она подходит. Найти подходящую картинку на среднем кругу и на нижнем кругу. А затем можно предложить ребенку составить описательный рассказ о данном времени года ориентируясь на подобранные картинки.