Эльвира Сафина
Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Для понимания способностей к изобразительной деятельности важно
привести ряд положений теории способностей В. И. Шадрикова. Он
рассматривает познавательные способности в структуре психики как
основного свойства высокоорганизованной материи мозга. Это свойство, как
известно, заключается в отражении объективно существующего мира и
регуляции поведения человека в процессе его взаимодействия с окружающим
миром. Способности конкретизируют и дифференцируют это свойство на
отдельные психические функции, внося в него меру индивидуальной
выраженности.
Публикация «Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами, Часть 2» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Психические функции отражения реализуются в виде познавательных
психических процессов. Поэтому классификация способностей, полагает
ученый, соответствует основным психическим процессам: способности
ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания и
психомоторные способности. Эти способности относятся к общим.
У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена
в разной степени («мера выраженности» способности). Автор определяет
параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей.
Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем,
точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность,
способность воображения, оригинальность, осмысленность и др. ;
психомоторная способность по параметрам : скорость, сила, темп, ритм,
координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость.
Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа
и формирования) важно замечание В. И. Шадрикова и о том, что в реальном
проявлении каждая психическая функция (процесс) не отделима от других,
включает их в себя.
Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая
функция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстетического
восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение и т. д.
В. И. Шадриков все эти рассуждения относит к познавательным
способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности –
психики. Наряду с этим он выделяет духовные способности, которые тоже
относит к сфере психики, отражения.
Духовные способности – это способности к самопознанию,
самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими
людьми. Эти способности обеспечивают создание духовных творений.
Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность»,
но и с понятием «поведение», органично включающим в себя отношение к
моральным нормам.
Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они
являются и результатом и условием её развития. Процесс их развития – это,
по существу, процесс развития личности.
Можно отметить соотношение духовных способностей с
познавательными: в духовных способностях проявляются все умственные
способности в их единстве, но направленные духовными ценностями.
Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу,
умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о
целостном развитии всех сфер личности.
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их
проявления в изобразительном творчестве.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить
содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их
структуру, условия развития. Только в этом случае возможна
целенаправленная разработка методики развивающего обучения
изобразительной деятельности.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной
деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В
отличие от содержания способностей к другим видам деятельности,
содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты
и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако, они не
являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности,
или по объему, или по структуре.
Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать,
опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их
содержания – исходя из специфики деятельности.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме
конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный
образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции
(познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель
выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и
выражение – придает деятельности художественно-творческий характер,
определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий
деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к
данному виду деятельности.
Процесс создания образа складывается из двух частей : формирование
зрительного представления и его воспроизведения (Г. В. Лабунская, Н. П.
Саккулина).
Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую –
исполнительной (Л. А. Венгер, Н. П. Саккулина). Разные по характеру, они
требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т. е.
способностей.
Рассмотрим, как исследователи учитывают особенности
изобразительной деятельности при выделении содержания и структуры этого
вида способностей.
В. И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной
деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
- способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как
устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в
данный момент не могут наблюдаться;
- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и
горизонтальных направлений;
- способность оценивать пропорции;
- способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
- способность оценивать перспективные сокращения.
Целая серия экспериментов, проведенных В. И. Киреенко, направлена
на выявление качественных различий этих сторон зрительного восприятия у
школьников и учащихся средних художественных школ, преподавателей,
имеющих специальное художественное образование, а также взрослых и
нерисующих детей. Эти эксперименты дают любопытные ответы на вопросы
о количественных и качественных особенностях зрительного восприятия у
рисующих и нерисующих, у взрослых и детей, то есть ответы на вопросы о
мере выраженности способности к изобразительной деятельности в
зависимости от ряда факторов.
Однако выделенные способности позволяют сформировать только
более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают
возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не
позволяют создать выразительный творческий образ.
Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не
исчерпывающая специфики деятельности группа способностей.
Своеобразный подход к выделению содержания способностей в
изобразительной деятельности предполагает А. Г. Ковалев. Он говорит не о
способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою
структуру. В ней есть первый компонент – ведущее свойство и два опорных.
Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного
проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство
– художественное воображение, без которого невозможны развитие и
воплощение замысла; опорное свойство – острая зрительная чувственность
(чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии).
Второй компонент – специальная умелость руки, высокое развитие
моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах
движений.
Кроме этого выделяется фон способности – эмоциональная
настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой
эмоциональной чувствительности.
Исходя их отмеченных выше особенностей изобразительной
деятельности, можно сказать, что выделенные А. Г. Ковалевым способности в
большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и
одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в
ориентировочной и в исполнительской деятельности.
Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из
компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей
теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и
навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделенная А. Г.
Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные
свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня
развития способностей.
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н. П.
Саккулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности,
последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с
дошкольным возрастом.
В 1959 году вышла одна из интереснейших работ Н. П. Саккулиной по
проблеме способностей к изобразительной деятельности «Развитие
художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в
занятиях рисованием».
Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди
всех две главные – изобразительную и выразительную, Н. П. Саккулина
соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной
деятельности: способность к изображению и способность к художественному
выражению.
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться
изображать, надо овладеть особым способом восприятия : видеть предмет в
целом (воспринимать содержание и форму в единстве, а форму – в то же
время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную
величину).
2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение
комплексом умений и навыков изображения, формы, строения,
пропорциональных отношений, положения в пространстве).
Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к
изображению нельзя сформировать.
3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно
слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н. П.
Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и
подчиненности главным – графическим.
Из трех компонентов развития способности к изображению
необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений
и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными
движениями рук (кисть руки, пальцы, отмечает Н. П. Сакулина.
В этой же работе Н. П. Саккулина выделяет показатель уровня развития
способности к изображению – степень реальности изображения и делает
выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком,
дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в
дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский
рисунок следует только приближать к возможно большей правдивости и
полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому
рисунку можно говорить о тенденциях реализма.
Н. П. Сакулина отмечает, что способность к изображению
обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми
установками.
Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для
создания художественного рисунка, то есть способность к художественному
выражению. Она предполагает и другой термин – «способность к образному
выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих
способностей.
Однако, четкого выделения компонентов этой способности Н. П.
Саккулина не дает. Из рассуждений автора о возможной выразительности
детского рисунка можно выделить некоторые качества (свойства,
составляющие способность к образному выражению:
1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т. е. не просто
сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая
оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него.
Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это
качество создает основу для выражения в графической форме того, что
особенно поразило, удивило, обрадовало и т. п.
А это, как отмечает Н. П. Саккулина, ступень более высокая, чем
выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве
проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы
личности).
2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в
переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в
направленности ребенка на создание нового, оригинального художественновыразительного образа.
Н. П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность
воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое
условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать
оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и
навыков.
В данном случае речь идет о творческой способности, которая
проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта,
экспериментировании (поисковых действиях, видении проблемы (образа) в
новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении,
актуализации неосознанного опыта.
Таким образом, способность к образному выражению предполагает
наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в
отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка
явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению
особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на
создание нового, оригинального образа.
В дальнейших исследованиях Н. П. Саккулиной, Т. С. Комаровой по
проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи
сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности,
представлено содержание, доказана возможность развития ряда их
сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных
способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной
деятельности в условиях развивающего обучения детей :
1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического
восприятия изображаемого предмета.
2. Способность формирования обобщенного представления,
отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть
переданы в изображении.
3. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося
представления согласно материалу, технике и изобразительным
возможностям данного вида деятельности.
4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.
5. Способность восприятия создаваемого и законченного изображения
и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению.
6. Способность создания изображения на основе оперирования
представлениями, т. е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта, и
преобразование его при помощи воображения.
Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их
содержания показывает, что доминирующая способность восприятия
сочетается со способностью мышления, памяти, представления,
воображения.
Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в
сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами
изобразительной деятельности.
Позднее Т. С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную
сложную сенсорную способность, которую можно и нужно формировать в
дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три
компонента: техника рисования, (способы правильного держания карандаша,
кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение
техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения,
направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных
движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима,
плавность движения, непрерывность; удержание направления движения по
прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под
углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот,
умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений
или их частей по величине.
Разработав детальную методику, формирования у детей этой сложной
способности, Т. С. Комарова рассматривает ее как средство, овладев которым
ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое
изображение, выразить любой замысел.
Действительно, ручная умелость в данном понимании и
вышеназванные сенсорные способности (восприятие создаваемого и
законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся
представлению; оперирование представлениями и преобразование их при
помощи воображения) по существу, составляют основы исполнительской
части изобразительной деятельности. Эта способность – пример сложного
диалектического единства взаимосвязи, взаимопереходов разных
способностей. Относительно изобразительной деятельности в целом, ручная
умелость выступает как способность и специальная и общая. Относительно
способности творческого самовыражения она выступает как средство –
комплекс знаний, умений и навыков.
В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и
активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей
занимались Н. П. Саккулина, Н. Б. Халезова, ряд исследователей под
руководством Н. А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие
способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения
деятельности.
1. Способность образного видения окружающего (умение наблюдать,
замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет
наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное
эмоциональное впечатление от объекта, воспринимая его через призму
наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая
сосна и т. п.).
2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые
по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно
перерабатывая индивидуальный опыт.
3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу
в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.
4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства;
искренне, правдиво, непосредственно переживая изображаемое, увлекаться,
быть захваченным деятельностью.
Выделенные выше художественно-творческие способности
представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в
творчестве, или качество способов действий.
Таким образом, при всех различиях в подходе определения
содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди
них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и
способность к художественно-творческому выражению.
4. Этапы развития художественно-творческих способностей.
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они
проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет
проходить ребенок на пути от способностей к таланту.
1. Первый этап - игровой.
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и
наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания.
Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные
виды занятии и увлечений.
Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно,
но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с
первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии:
«Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
2. Второй этап - индивидуальность.
Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети,
способности которых четко проявляются значительно раньше.
На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так,
например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок
начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в
жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая
творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение,
чем правило.
Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь
кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники,
которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является
наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые
постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.
Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают
виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе
индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить
распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень
тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно
проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
3. Третий - этап роста. Ребенок нуждается уже в более
квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его
успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к
моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания
желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы,
концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители, теперь
выступают в роли зрителей.
4. Четвертый - этап мастерства.
На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет
своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего
мастера в избранной сфере. Подобное случается редко, и достигают таких
высот единицы.
Вывод:
1. На первом этапе ребенок тянется за родителями.
2. На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную
роль в развитии способностей ребенка
3. На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся
личностью.
Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в
росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах
чрезвычайно велико. Основания залога педагогов – рост профессионального
мастерства. Задачей родителей является воспитание умения жить, которое
необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.