Остафи Алена
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
▼ Скачать
Искусство таит в себе много возможностей для воспитания творческой личности. Можно сказать, что основная цель детского сада – воспитать человека, творчески относящегося к любому делу, к любой работе, способного искать какие – то непроторенные пути, собственные средства выражения, собственное отношения к происходящим событиям, искусству и в первую очередь к своей работе.
Публикация «Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Считается, что к творческой работе с детьми, к постановке перед ними конкретных задач, следует идти не только от каких – то идей, но прежде всего от самого ребёнка – его возможностей и способностей усваивать тот тли иной вид информации.
Конечно, воспитание творческих способностей ребёнка – это очень сложное дело. У детей своеобразное мышление, для взрослых многое здесь кажется странным. Если же ребёнка творчески не развивать, можно подавить его своеобразное видение, свести всё к натаскиванию.
Заставить изображать ребёнка то общее, что видим мы взрослые очень легко. Но он никогда уже никогда не придёт к своему собственному образу, а значит не придёт к истинному творчеству. Ребёнок научится механически выполнять то, что требует от него воспитатель, будет рисовать по схеме и указаниям. И вот это подавление в ребёнке стремление к творчеству очень опасно. Дело даже не в том, что мы быть может загубим в ребёнке художника, хотя это тоже страшно. Но мы обязательно загубим в ребёнке творческое начало, потому, что научим его пассивно мыслить. Активности мышления здесь ждать уже не приходиться, если он будет приучен только следовать указаниям.
Наши дети много знают, владеют массой информации, много рисуют. Но часто не способны самостоятельно творчески мыслить. У них вырабатывается привычка получать информацию в готовом, пережёванном виде. Не обрабатывать факты, не осмысливать явления самому, а принимать всё для механического повторения. Человек с таким «механическим» мышлением – это человек, которому уже сегодня сейчас тяжело, а завтра или через десять лет, когда он выйдет в самостоятельную жизнь и должен будет принимать самостоятельные решения, очевидно, станет ещё труднее. Развитие нашего общества, науки, техники, культуры, требует человека с другими личностными качествами, человека творческого. Вот поэтому ставится цель растить нового человека средствами искусства, с которыми детей знакомят начиная с детского сада.
Вы не задумывались о том, почему подавляющее большинство ребят считают, что волк некрасив, а собака красива? У них шаблонное, сложившееся из рассказов представление о волке как о животном злом, коварном. Собака же наоборот, всегда в представлении детей красива. Но ведь несмотря на свои хищнические повадки, волк тоже красив и благороден, скульптурен, пластичен в беге и в спокойном состоянии.
Открытие и настоящее творчество возможны, когда человек увидит что – то не так, как видели до него, а по своему, не шаблонно. В работе с детьми мы никогда не даё м им своих готовых оценок: вот это красиво, а это некрасиво. Мы стараемся развить самобытное, самостоятельное творческое мышление. Ребята, закончив работы, начинают их рассматривать, давая оценки своим работам и работам своих товарищей. Практика оценки работ начинается с самого младшего возраста. Это ещё одна из форм развития самостоятельного творческого мышления, первичных оценок, анализа художественной стороны творчества. Творчеству учить можно и начинать это нужно конечно в детском возрасте.