Габдулхакова Миляуша
Развитие творческих способностей учащихся на уроках руcского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?
Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.
Публикация «Развитие творческих способностей учащихся на уроках руcского языка и литературы» размещена в разделах
Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.
В связи с ФГОС 2 поколения приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
— становление личности школьника,
— раскрытие его индивидуальных возможностей.
И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Следовательно, мной выбрана проблемная тема «Развитие творческих способностей учащихся на уроках рууского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий в рамках перехода на ФГОС”, над ней я работаю уже несколько лет.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания.
Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.
Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям : анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т. е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.
Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.
В основе инновационного обучения лежат большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые я использую в своей практике. Это:
- технология критического мышления (прием Кроссенс)
- технология «Кейс-стади»,
- технология «Интеллект-карты».
Первый прием, с которым мы работаем на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.
Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса. Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Я предлагаю составить и разгадать кроссенс, части которого лежат у вас в файлах. После того, как вы сложите все квадраты, ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю обычно учащимся 2 минуты
На каком этапе урока мы применяем кроссенс? Отвечу
Мы применяем кроссенс:
• при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
• при закреплении и обобщении изученного материала;
• творческое домашнее задание.
Среди инновационных технологий обучения всё большую популярность получают кейс - технологии.
Кейс-технология способствует повышению мотивации учения у обучающихся, развивают их интеллектуальные способности.
Данная технология имеет многоплановые цели:
• научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;
• сортировать ее для решения выбранной задачи;
• выявлять ключевые проблемы;
• искать пути решения и оценивать их;
• выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.
Приведу пример, как реализуется на моих уроках метод ситуационно-ролевых игр. Итак, урок литературы в 8 классе по рассказу А. И. Куприна «Куст сирени». После слова учителя о писателе и краткой характеристики его деятельности, 2 человека разыгрывают сценку «Николай Алмазов вернулся домой с работы»
Учащиеся разделены на 2 группы, они должны предположить, как поступит жена. Вариантов было предложено множество: просто посочувствует, предпримет какие-либо меры для спасения мужа, пойдет к нему на работу и будет отстаивать чертёж мужа, а некоторые предположили, что пару в итоге ждет развод.
После ответов учащихся смотрим еще одну сценку по рассказу «Решение Веры и спасение мужа». Сравниваем свои предположения и какой выход из положения нашел А. Куприн.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Следующая технология Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т. е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.
С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.
1. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения, символизирующий основную идею.
1. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
2. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
1. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы
Закройте глаза. Представьте любую птицу. Открывайте глаза. Какую птицу вы увидели?
Скажите пожалуйста, а мы можем сравнить педагога с птицей. В чем схожесть? (Заботится, оберегает. Парит в творчестве, новых идеях). Мне кажется, что не все педагоги бывают такими, а что им мешает? (рамки, клетка, бумажная волокита, отчеты, неуверенность в себе). Я хочу, чтобы вы были всегда свободной птицей, без ограничений, без той рамки, которая мешает творить.
Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.