Ирина Колсанова
Опыт работы «Развитие творческих способностей у дошкольников на занятиях ритмикой»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у дошкольников на занятиях ритмикой
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка.
А. И. Буренина.
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей у дошкольников на занятиях ритмикой“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Педагогам необходимо заметить, выделить интересы каждого ребенка к тому или иному виду музыкальной деятельности и создать благоприятные условия для удовлетворения его интересов и потребностей.
Для решения этой задачи на базе детских садов нашего города организована работа различных кружков. Опираясь на положения программы дошкольного учреждения, содержание работы по дополнительному образованию представляет собой углубленное изучение одного из видов художественной деятельности.
В нашем детском саду функционирует один из таких кружков, в котором занимаются дети подготовительной группы. На занятиях кружка «Терпсихора» дошкольники учатся творчески осмыслять музыку в процессе движения.
Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности - возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию. Занятия ритмикой в рамках кружка «Терпсихора» не ориентированы на результат деятельности, отточенность движений в танце. Самое главное – сам процесс движения под музыку, доставляющий радость.
Действия педагога направлены на то, чтобы дать возможность дошкольнику почувствовать уверенность в собственных силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только двигательными умениями, но также и опытом ее творческого осмысления, что в дальнейшем поможет дошкольнику успешно освоить и другие виды художественно-творческих видов деятельности : это может быть последующее обучение хореографии, а также занятия в музыкальных школах, театральных студиях. Занятия кружка «Терпсихора» запланированы на вторую половину дня.
Занятие состоит из 3 разделов.
1. Тренаж. Здесь мы учимся выполнять различные виды ходьбы, развиваем плавность, координацию рук, выполняем упражнения с предметами. Если планируется разучивание танца с шарфиками, учимся его красиво держать, выполнять различные движения с ним, которые потом включаются в танец.
2. Разучивание танцев, игры. Эта часть занятия предполагает разучивание танцев. Все выученные детьми танцы исполняются на утренниках, включаются в театральные постановки.
3. Танцевальные образы. Слушаем и фантазируем.
Здесь главной задачей является формирование у детей умения сочинить несложную комбинацию ранее выученных движений, соответствующую характеру музыки, развивать умение подбирать языковой материал для характеристики танца героев.
Для этого на занятиях используются игры на развитие основ детского творчества в спектре хореографической, литературной, исследовательской видов деятельности: «Я-режиссер», «Я – балетмейстер» и др.
Так, прослушав музыку «Вариация вишенки» из балета «Чиполлино» А. Хачатуряна, обсудив ее характер, детям дается задание подумать, кто еще может танцевать под такую музыку.
Например, Муха-цокотуха в начале сказки, до встречи со злодеем.
Примерный языковой материал: Муха - веселая и нарядная барышня, ее танец будет радостным, веселым. Движется изящно, кокетливо улыбается, низко приседает, обмахивается веером, легко подпрыгивает.
Одно из заданий – охарактеризовать внешний вид героини, подумать о деталях портрета. Предполагаемые ответы: платье нарядное, кружевное, легкое, воздушное, украшенное бантиками. Аксессуары: шляпка, зонтик, веер, сумочка, перчатки, изящные туфельки.
На последующих занятиях дошкольникам предлагается выбрать из ранее прослушанных произведений музыку, подходящую для дальнейшего развития сюжета.
Занятия в кружке «Терпсихора» дают высокий результат в развитии музыкальных и творческих способностей у дошкольников. Наши выпускники успешно поступают в музыкальные школы города, многие из них продолжают обучение в хореографических кружках и Мурманской театральной школе.
Воспитанники регулярно принимают участие в городских конкурсах, семинарах и жюри всегда отмечает у детей чистую интонацию, выразительность движений. Старшие дошкольники нашего учреждения - победители и призеры творческих фестивалей, конкурсов различных уровней: городской фестиваль «Театр - это чудо» (2016 г., городской фестиваль детского творчества «Музыкальная мозаика», номинация «Песенное творчество» (2017 г., региональный конкурс экологических театров (2018г., городской фестиваль театральных коллективов «Созвездие талантов», Всероссийский открытый конкур талантов» «Триумф» (2019г.).