Крюкова Марина Евгеньевна
Развитие творческих способностей у детей с раннего возраста
▼ Скачать
"Развитие творческих способностей у ребенка"
Цели
• выявить представления родителей о способностях детей;
• познакомиться с понятием «способности», «творческие способности»;
• показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;
• учиться определять и развивать творческие способности у детей.
Как только ребенок начинает осознавать себя, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я и на что я способен?».
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с раннего возраста» размещена в разделах
Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Есть мнение, что практически каждый здоровый малыш имеет от природы все шансы, чтобы овладеть любым делом.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Почему важно развивать творческие способности?
Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
С чего начать?
Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.
Родителям нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. К сожалению,многие современные папы и мамы не умеют играть, фантазировать, как ребенок, стремясь выглядеть в глазах ребенка серьезными, вместо того, чтобы в совместных играх и занятиях попытаться взглянуть на мир глазами своего малыша. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.
Консервативность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, иногда можно позволить себе нарушить правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам лучше понимать ребенка, но и будет способствовать его развитию, станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс.
Попробуйте сочинять вместе с ребёнком сказки, стихотворения,пофантазируйте о несуществующих животных и растениях – поддерживайте его творческую инициативу, не бойтесь экспериментировать.
Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков.
Важно – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!
Что же помогает развитию творческой активности у ребенка?
Этому способствуют различные виды детской деятельности:
• Окружающий мир.
• Развивающие игры и игрушки.
• Рисование.
• Лепка.
• Чтение.
• Музыка.
• Аппликация.
Уважаемые родители, в ваших руках помочь ребенку раскрыть тот внутренний потенциал, который в нем есть. С этой целью существуют специально разработанные упражнения и приемы, приведем несколько из них:
Игра «Музыка»
Родители вместе с ребенком слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку.
Упражнение «Незаконченный рисунок»
Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.
«Нестандартные задачки»
– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.
«Что будет, если…»
– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.
Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.
Будьте терпеливы, поощряйте любознательность ребенка,его вопросы и идеи. Отвечайте на вопросы даже если они кажутся вам странными и непонятными.
Позволяйте ребенку одному, если он того желает, заниматься своими делами. Избегайте слишком контролировать ребенка в процессе творческих идей, пусть иногда он сам решает чем ему заниматься. Не критикуйте ребенка а мягко поправляйте его если у него что-то не получается, так как хотелось.
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.
Говорите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Относитесь с симпатией и теплотой ко всему, что делает ваш ребенок,ведь он стремится творить не только для себя, но и для вас. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей.
Желаем вам творческих успехов!