Анастасия Кондратьева
Развитие творческих способностей дошкольников в пальчиковых играх
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации на тему
«Развитие творческих способностей у дошкольников в пальчиковых играх»
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Темочки:
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста нельзя переоценить. Подобные игры и упражнения отличаются высокой увлекательностью, эмоциональностью, способствуют развитию творческих способностей, речи детей и их общему развитию. В пальчиковых играхдошкольники активизируют моторику рук, последовательно повторяя движения за взрослыми. Это позволяет развивать ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д.
Для того чтобы пальчиковые игры были результативными и продуктивными в группе дошкольного образовательного учреждения необходимо создать предметно-развивающую среду. Нужно предусмотреть наличие в группе необходимого наглядного и практического материала:
Крупа, бусины, пуговицы, мелкие камешки;
Материалы для разнообразного нанизывания;
Объемные мягкие игрушки со шнуровкой и «молниями»;
Куклы – наперстки;
Куклы из перчаток и варежек;
Игрушки топтушки или танцующие куклы;
Пальчиковый театр;
Зона для игр с песком и водой;
Материалы для родительского уголка.
Наличие в группе данных материалов и пособий позволит проводить занятия на развитие мелкой моторики, развивать детей дошкольного возраста. Следует отметить, что необходимо предусмотреть нахождение части материала в свободном для детей доступе, чтобы ребенок смог самостоятельно заниматься пальчиковыми играми в свободное время. При этом материалы для самостоятельной деятельности следует периодически менять и дополнять новыми элементами, пособиями, чтобы у детей не пропадал интерес от использования одних и тех же предметов и материала.
С детьми младшего возраста пальчиковые игры следует начинать с простейших, таких как «Сорока – сорока», «Рыбки», «Пальчик – пальчик», «Семья», «Прятки», «Дом», «Ножки».
Например, игра «Бабушкин кисель»
Бабушка кисель варила
На горушечке
Для Андрюшечки.
Вдруг летел соколок
Через бабушкин порог.
Вдруг он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька для Андрюшечки.
(правая рука «помешивает кисель»; кончики пальцев правой и левой рукисоединяются в горку, руки расходятся под углом; ладонь правой рукиложится на грудь; ладони рук скрещиваются, большие пальцы рукзацепляются друг за друга; скрещенными ладонями помахивают, словнокрыльями).
Крупы, бусины и пуговицы представляют собой широкое поле для придумывания различных пальчиковых игр. С их помощью развивается воображение, творческие способности, а также они оказывают тонизирующее и оздоровляющее действие. Крупы можно использовать самые разнообразные: кукурузу и манку, горох и фасоль, рис и гречку. Их можно сжимать, определять вид на ощупь с закрытыми глазами, перемешивать в одной емкости или же наоборот разделять по видам, в это время предложить девочкам представить себя Золушками, а мальчикам – помощниками Золушки. Хороший эффект дают упражнения по перекатыванию круп в ладошках, придавливать поочередно пальчиками зернышки друг к другу или к столу.
Например, игра «Ямки». Цель игры: развивать силу рук, хватательные, соотносящиеся движения рук. Для проведения игры необходим пластилин, фасоль или камушки, плоская тарелка. Ребенок разминает пластилин в руках, затем кладет на тарелку и прямым указательным пальцем делает в пластилине «ямки». Таким же образом можно действовать несколькими пальцами или всеми пальцами одновременно.
Можно чередовать операции правой и левой рукой. В получившиеся ямки ребенок должен положить фасоль или камушек. Данную игру можно усложнить, используя камушки разных размеров или пластилин разнообразных цветов.
Из бусин и пуговиц дети могут выкладывать различные картинки и фигуры по предложенному воспитателем эскизу или по собственной задумке.
Чем разнообразнее форма и цвет бусин и пуговиц, тем более творческими будут пальчиковые игры детей дошкольного возраста. Игры с различными материалами для нанизывания. Для таких занятий подойдут бусины, макаронные изделия, полые внутри, баранки, пуговицы. Используются такие игры: «Бусы для мамы», «Повтори последовательность бусин», «Собери пирамидку» и т. п.
Например, «Бусы для мамы» - игра, в которую с удовольствием включатся все дети, поскольку все любят делать подарки для мамы. Детям предлагается плотная нитка небольшой длины и набор разнообразных бусин, из которых дети собирают украшение. В процессе данной игры у детей дошкольного возраста не только развивается мелкая моторика рук, но и активно совершенствуются творческие способности. Дошкольники определяют, какие бусины использовать, сочетание каких цветов и размеров будет лучше и т. д.
Объемные мягкие игрушки со шнуровкой и «молниями» пригодятся для пальчиковых игр, направленных на развитие умений завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать змейки-молнии. Такие материалы кроме творческого развития способствуют и освоению навыков самообслуживания. Например, на большой объемной игрушке необходимо пристегнуть уши, расстегнуть «молнию», чтобы выпустить на волю спрятанный носик. Змейки-молнии могут располагаться вертикально и горизонтально, под различным углом, таким образом еще и пространственные понятия формируются.
Варианты заданий для игр: «Зашнуруй ботинок», «Застегни кармашек», «Освободи пуговички».
Куклы – наперстки представляют собой небольшие полоски бумаги, склеенные так, чтобы легко одевались на детский пальчик и держались на нем. В центре каждой полоски нарисовано личико человека или мордочка животного, сверху приклеены уши или волосы из ниток. Дошкольники одевают кукол-наперстки на пальчики и разыгрывают различные сюжеты. С такими куклами дети могут играть как самостоятельно, так и группами.
Например, предложить детям разделиться на пары. И каждой паре дать куклы-наперстки, которых связывает общая сказка или рассказ. Надев наперстки, дети в парах обыгрывают сюжетные линии такие, как лиса охотится за колобком.
Кукол из перчаток и варежек делают из старых варежек и перчаток. Фантазия воспитателя при изготовлении таких кукол не ограничивается никакими рамками. Можно создать персонажей на каждом пальчике, а можно целую перчатку обыграть одним животным. Для начала игры ребенок одевает варежку или перчатку. Далее, сгибая и разгибая пальцы, герои оживают, ребенок заставляет их двигаться, выполнять различные действия, разговаривать. Куклы-варежки и куклы-перчатки идеально подходят для сюжетных групповых игр.
Например, с куклами-варежками можно обыграть любимые сказки или поиграть в «Дочки-матери», где одна варежка – взрослая мама, а другие – ее дети.
Игры топтушки или танцующие куклы выполняются из картона, нарезанного на полоски на один-два сантиметра шире двух пальцев. У основания для пальцев делаются две дырочки. Рисуем лицо персонажа, к нему приклеиваем волосы из ниток. Одев кукол на пальчики, ребенок заставляет их танцевать. Для игр с танцующими пальчиковыми куклами можно использовать считалочки, чтобы дети, слушая слова считалочки, двигали пальчиками в такт. Либо же включать различную по темпу и эмоциональному окрашиванию музыку.
Пальчиковый театр – один из самых интересных и эффективных материалов для пальчиковых игр с дошкольниками. Персонажей можно приобрести готовых в детских магазинах, есть разнообразные наборы с животными, героями сказок и людьми. А можно сделать героев и своими руками из плотной бумаги, фетра или ткани.
Главное условие, чтобы они легко одевались и снимались с пальчика ребенка. Если образ пальчиковой игрушки будет доделан не до конца, это поможет ребенку фантазировать, развивать творческое воображение. Кукольный театр можно проводить без дополнительных атрибутов, либо же использовать кукольные замки и другие игрушки для обыгрывания театральных постановок.
Например, пальчиковый театр можно поставить по мотивам сказок «Теремок» или «Репка». С детьми среднего или старшего возраста можно подготовить инсценировку пальчикового театра для родителей, приготовив декорации и выучив соответствующие слова.
В зоне для игр с песком и водой необходимо предусмотреть наличие емкостей, которые для проведения игр наполняются водой. Через кожу ребенок получает различные ощущения: горячо – холодно, сухо – мокро. Игры с водой могут быть такими: «Тонет – не тонет», «Волшебные пузыри», «Что как плавает».
Игра «Выловим из воды»: в емкость наливается вода, туда погружаются мелкие плавающие предметы. С помощью сита дети должны достать все предметы и переложить их на сухую тарелку.
«Выжми мочалку». Это упражнение имеет большое воспитательное значение: пролив воду, ребенок сможет сам за собой убрать. На поднос ставятся две тарелки – одна пустая, в другой немного воды. Воспитатель показывает, как с помощью губки собрать воду из одной тарелки и перенести ее в другую, затем выжать губку. При этом обращается внимание, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем дети переносят воду в губке из тарелки в тарелку. Если вода проливается на поднос – собирают с него также дети при помощи губки.
Игры с песком максимально способствуют творческому самовыражению ребенка. Для проведения игр коробку наполняют сухим мелким песком. Затем в него воспитатель прячет игрушку. Ребенок ищет. Количество спрятанных игрушек постепенно увеличивается. Целесообразно периодически проводить занятия по рисованию на песке.
Варианты игр с песком: «Отпечатки наших рук», «Построим город из песка», «Я рисую на песке». Можно провести конкурс «Песочных картин», каждый ребенок рисует свою картину на песке и украшает ее камушками, палочками, листочками и другим материалом.
Материалы для родительского уголка. Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики у детей проводилась не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях, необходимо периодически пополнять уголок для родителей необходимой методической информацией с практическими советами и рекомендациями.
Этап третий: разработкаметодических рекомендаций по проведению пальчиковых игр в условиях дошкольной образовательной организации для воспитателей и в домашних условиях для родителей.
В ходе работы над темой были выделены факторы, которые наиболее благоприятно влияют на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. На основе анализа составлены методические рекомендации по проведению пальчиковых игр с дошкольниками.
Основные рекомендации:
1. Проводить пальчиковые игры нужно тогда, когда у ребенка хорошее позитивное настроение, и он настроен на взаимодействие и творчество.
2. Перед пальчиковыми играми ручки детей необходимо разогреть – или теплой водой или гимнастической разминкой.
3. Изучение каждого нового пальчикового упражнения начинается с того, что воспитатель наглядно демонстрирует, какие действия нужно выполнять. На втором этапе – дети выполняют вместе с педагогом, и только после этого ребенок самостоятельно выполняет упражнение.
4. При пальчиковых играх эффективно применять стихотворения, необходимый ритм позволит детям выполнять игры и упражнения в правильном темпе.
5. Пальчиковые игры возможно проводить в форме физкультминуток, что позволит не только развивать мелкую моторику, но и повысит работоспособность, снимет нагрузку.
6. Необходимо следить за наполнением предметно-развивающей среды, периодически обновляя и изменяя ее содержание.
7. Для детей дошкольного возраста должна быть обеспечена возможность заниматься самостоятельно в свободное время.
8. Пальчиковые игры и упражнения следует периодически усложнять и видоизменять, чтобы поддерживать у детей к ним искренний интерес.
9. При групповых пальчиковых играх воспитатель, при необходимости, должен направлять действия детей и развитие сюжета.
10. Необходимо проводить просветительскую работу среди родителей о важности и пользе пальчиковых игр.
Рекомендации родителям по проведению пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста могут быть оформлены в виде передвижных книжек-раскладушек, настенных стендов или раздаточных брошюр. Например, заинтересовать родителей проводить пальчиковые игры можно при помощи подготовки информационных буклетов «Вместе с малышом на кухне». Примерное содержание игр для буклета:
«Сахарные пейзажи». Пока готовите ужин, предложите ребенку нарисовать для вас картину, но не простую, а сладкую. Для этого на поднос или большую плоскую тарелку насыпьте сахарный песок, пусть малыш пальчиками нарисует на нем, что захочет. Если что-то не будет получаться, сахар всегда можно разровнять так же пальчиком.
«Начинающий скульптор». Когда готовите что-либо из теста, обязательно привлекайте ребенка. Пусть малыш его разминает, раскатывает по столу, лепит что угодно. Такие игры очень способствуют развитию мелкой моторики рук.
«Цветные кубики». Приготовьте разноцветную воду с помощью различных соков. Дайте малышу форму для льда и пипетку. Пусть малыш пипеткой переносит воду по ячейкам формочки. Такая игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания. Когда вода замерзнет, ребенку покажите получившиеся разноцветные льдинки. Даже если при наполнении формочки ребенок не совсем аккуратно распределял различные цвета, вода перемешается и получатся льдинки интересных цветов.
«Ягодный сахар». Налейте немного сока разных ягод в блюдечки. Пусть ребенок макает в них кусочки сахара-рафинада и наблюдает, как сок окрашивает сахар. Затем пусть малыш попробует окрасить один кусочек сахара сразу в несколько цветов, обмакивая его в разные соки с разных сторон.
Разработанные рекомендации и методики проведения пальчиковых игр возможно внедрить в практической деятельности дошкольного воспитательного учреждения. Работу по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр возможно проводить регулярно в непосредственно образовательной деятельности и во вне учебное время. Подобные занятия включаются воспитателя в календарный и тематический планы работы.
Грамотная организация предметно-развивающей среды с разнообразными материалами и предметами для организованных и самостоятельных пальчиковых игр также весьма важная составляющая развития мелкой моторики рук у детей.
Предполагаем, что использование в работе с детьми различных пальчиковых игр позволит значительно развить мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста. Дети смогут выполнять больше операций с различными мелкими предметами, управлять своими движениями. А это, в свою очередь, положительно влияет на развитие творческих способностей, поскольку дети смогут выполнять разнообразные рисунки и поделки, применяя различные инструменты, модели и предметы. Например, при работе над аппликацией дошкольники смогут вырезать более мелкие детали, что позволит им реализовать на практике больше замыслов и проработать мелкие составляющие композиции. При конструировании дошкольникам также будет легче использовать небольшие детали наравне с крупными.
Кроме того, развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста помимо творческих способностей оказывает положительное влияние и на развитие речи, координации, воображения и т. п.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г., №1155, г. Москва
2. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. / Т. А. Барышева. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 206 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М. : АПН РСФСР, 1996, 100 с.
4. Губанихина Е. В., Шикина К. Д. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности // Молодой ученый. 2014. №21.1. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://moluch.ru/archive/80/13846/ (дата обращения: 02.03.2019)
5. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : «Речь», 2014. 35с.
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – 3-е изд., доп. М. : «Просвещние», 1996. с. 13
7. Сборник пальчиковых игр: «Наши руки не для скуки!» Составитель: Кукольщикова О. А. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://42ds.ru/d/601086/d/sbornik-palchikovyh-igr.pdf