Елена Караева
Развитие творческих способностей дошкольников при составлении сказок через использование опорных схем-моделей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема повышения уровня речевого развития дошкольников и развития их речевого творчества потенциала занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза.
Это обусловлено её социальной значимостью, когда благодаря ознакомлению с литературными произведениями у детей формируются понятия об истории, культуре общества, в котором они живут и нравственных ценностях этого общества.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников при составлении сказок через использование опорных схем-моделей» размещена в разделах
Современная школа предъявляет к детям повышенные требования к уровню их речевого развития. Поэтому, начиная с детского сада развитие речи должно развиваться во всех направлениях детской деятельности.
И конечно, чтобы ребенок в дальнейшем представлял собой успешно состоявшуюся личность, надо развивать его речевой творческий потенциал уже сейчас.
Мониторинг деятельности детей по развитию речи и речевого творчества показал, что:
26% детей инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, пользуются разнообразными средствами выразительности.
10% - придумывают сказки с помощью воспитателя.
22% - имеют богатый словарный запас. Безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.
У 13% детей речь не выразительна. Затрудняются в составлении распространенных предложений.
Исходя из результатов педагогического мониторинга, из требований программы, поставила задачи:
1. Развитие монологических форм речи.
2. Стимулирование и развитие речевого творчества детей.
3. Использование средства языковой выразительности (слова-характеристики, сравнения, эпитеты и др.)
4. Проявление интереса к самостоятельному сочинению и воспроизведению сказки.
На первом этапе работы с целью развития речевого творчества, расширения их представлений о явлениях, описываемых в сказках, взаимоотношениях и характерах их героев предлагала детям прослушивание и просматривание авторских, русско-народных, бытовых и др. сказок.
После прослушивания и просмотра сказок всегда проводила беседы, в которых дети формулировали свое отношение к услышанному, называли существенные признаки героев, находили в тексте сравнения, эпитеты, прилагательные.
Чтобы закрепить у детей и поддерживать интерес к детским художественным произведениям, провели экскурсию в ближайшую библиотеку. Дети еще раз познакомились со сказками, просмотрели мультфильм, рисовали героев своей любимой волшебной сказки. У детей было много вопросов и положительных эмоций.
В ходе проведения литературной викторины команды девочек и мальчиков еще раз уточняли и искали ответы на вопросы:
- Кто пишет сказки?
- Какими бывают сказки? (волшебными, бытовыми, былины)
- Какие волшебные предметы помогают героям?- Какие зачины в сказках вы знаете?
В ходе работы заметила, что большинство детей группы не владели в достаточной степени умением строить повествование, нарушали структуру, последовательность произведений при пересказе, поэтому предложила детям начало - зачин, середину- кульминацию и конец сказки обозначить условными знаками (треугольником, квадратом, прямоугольником) Детям предложила набор карточек с условными обозначениями и набор сюжетных картинок. Они с удовольствием выстраивали сюжет и прикладывали условные обозначения к его структурным частям. Например, к первой картинке – «девочка идет в лес», прикладывали карточку с изображением треугольника, обозначающий начало рассказа, ко второй – «она встречает ежа, ежиху и ежат» прикладывали карточку с изображением квадрата, обозначающий кульминацию рассказа, к третьей картинке, на которой изображена помощь зверят девочке – «они собирают ей грибы и она прощается с ними»» прикладывали карточку с изображением прямоугольника, обозначающий конец рассказа.
На втором этапе работы, чтобы подвести детей к составлению сказок с опорой на наглядность, я сначала предложила подобрать и нарисовать несложные символы, которые бы обозначали: главного героя сказки, его действие, место событий, волшебный предмет, второстепенный герой, счастливый конец сказки. Считаю, что это являлось главным моментом работы с детьми. В результате совместных с детьми поисков, уточнений мы пришли к выводу, что в наших сказках
*главный герой будет обозначаться закрашенным треугольником;
*не главный герой – маленьким треугольник;
*волшебный и др. предметы – перевернутый не закрашенный треугольник;
*место действия (лес, дом, горы, поляна и т и. д.) - своими значками;
*события – линией-молнией;
*счастливый конец – радостной россыпью феерверка.
Все обозначения нарисовали одним цветом.
Используя карточки с символами, играли в игру «Раскодируй сказку». Знакомые сказки «Теремок», «Рукавичка», «Красная шапочка» были поняты и раскодированы детьми достаточно быстро.
Символы-заместители не несли в себе внешних и качественных признаков объектов, и дети самостоятельно наделяли ими своих героев.
Для развития речевого творчества детей, развития их творческого потенциала использовала в работе мнемотаблицы, которые представляли собой ряд условных символов, расположенных или в форме таблицы или в форме дорожки – мнемодорожки.
Главным методическим приемом при обучении детей самостоятельному составлению сказок являлся образец рассказа. Предлагая образец, старалась показать результат, которого должны достичь дети (последовательность изложения, содержание, использование языковой выразительности и т. д.) Рассказывая сказку, предлагала детям одновременно выкладывать её содержание при помощи карточек с условными обозначениями, разные карточки давали детям возможность построить свое изложение в выбранном ими направлении. Затем предложила детям выложить знакомую сказку «Федорино горе», которую мы прочитали заранее.
С целью развития у детей воображения и средств языковой выразительности использовали различные игровые упражнения. Например, в игре «Героя, из какой сказки ты видишь?» дети, войдя в игровую ситуацию, в ответах подбирали яркие определения к существительным, использовали многие части речи (сверкающие звездочки прилетели на землю, чтобы спасти заколдованную принцессу).
Учитывая, что ребенок может научиться излагать свои мысли только путем постоянных упражнений, проводила инд. работу с детьми, имеющими низкий уровень развития. Учила сочинять небольшую сказку, используя карточки с условными обозначениями.
Для того, чтобы развивать игровое и деловое общение детей со сверстниками, желание участвовать в совместной речевой деятельности, провела конкурс по составлению сказок, разделив детей на команды. Перед началом проведения конкурса с детьми обсудили правила составления сказки :
У сказки должны быть завязка, кульминация и конец.
Герои и персонажи сказки должны быть яркими, волшебными и с ними должно случиться что-то необычное.
Рассказать сказку так подбирая слова, чтобы её было интересно слушать всем и т. д.
Приятно было наблюдать, когда дети предлагали друг другу разные варианты героев и событий, исправляли ошибки при выкладывании карточек, спорили, поправляли друг друга. Данная форма организации детей именно в этом виде деятельности оказалась наиболее удачной.
В ходе рассказывания, в сказке отмечались начало, середина и конец. Повествование было связно и последовательно, но было видно, что детям все-таки не хватало умения придумать героя, действие для героев, на основе которого развертывались бы остальные события.
Поэтому создала игровую ситуацию: в группе выросло волшебное дерево, на которое дети вывешивали рисунки героев, волшебных предметов своих придуманных и будущих сказок.
Важным показателем развития у детей способности понимания настроения сказки, образности и выразительности языка являлось умение составлять сказки по мнемокарточкам самостоятельно в свободное от занятий время.
Итогом работы с детьми по составлению и рассказыванию сказок явилась презентация самодельных книжек. На мой вопрос, для кого или для чего мы создаем наши книжки – малютки, дети ответили не сразу - для ребят из младшей группы. В ходе изготовления книжек очень тщательно вырисовывали свои рисунки. Старались от души. Обращала внимание на правильное размещение названия книги и рисунка, на аккуратность при выполнении работы. Мы ещё не приглашали на презентацию ребят из других групп, не знакомили их с нашими придуманными сказками, но это все впереди.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей составлять, рассказывать сказки, используя метод мнемотехники и условные символы, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связная речь и творческая речевая деятельность является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.