Получи документы

Развитие творческих способностей дошкольников при составлении сказок через использование опорных схем-моделей

Елена Караева
Развитие творческих способностей дошкольников при составлении сказок через использование опорных схем-моделей
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема повышения уровня речевого развития дошкольников и развития их речевого творчества потенциала занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза.

Это обусловлено её социальной значимостью, когда благодаря ознакомлению с литературными произведениями у детей формируются понятия об истории, культуре общества, в котором они живут и нравственных ценностях этого общества.

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников при составлении сказок через использование опорных схем-моделей» размещена в разделах

Современная школа предъявляет к детям повышенные требования к уровню их речевого развития. Поэтому, начиная с детского сада развитие речи должно развиваться во всех направлениях детской деятельности.

И конечно, чтобы ребенок в дальнейшем представлял собой успешно состоявшуюся личность, надо развивать его речевой творческий потенциал уже сейчас.

Мониторинг деятельности детей по развитию речи и речевого творчества показал, что:

26% детей инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, пользуются разнообразными средствами выразительности.

10% - придумывают сказки с помощью воспитателя.

22% - имеют богатый словарный запас. Безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.

У 13% детей речь не выразительна. Затрудняются в составлении распространенных предложений.

Исходя из результатов педагогического мониторинга, из требований программы, поставила задачи:

1. Развитие монологических форм речи.

2. Стимулирование и развитие речевого творчества детей.

3. Использование средства языковой выразительности (слова-характеристики, сравнения, эпитеты и др.)

4. Проявление интереса к самостоятельному сочинению и воспроизведению сказки.

На первом этапе работы с целью развития речевого творчества, расширения их представлений о явлениях, описываемых в сказках, взаимоотношениях и характерах их героев предлагала детям прослушивание и просматривание авторских, русско-народных, бытовых и др. сказок.

После прослушивания и просмотра сказок всегда проводила беседы, в которых дети формулировали свое отношение к услышанному, называли существенные признаки героев, находили в тексте сравнения, эпитеты, прилагательные.

Чтобы закрепить у детей и поддерживать интерес к детским художественным произведениям, провели экскурсию в ближайшую библиотеку. Дети еще раз познакомились со сказками, просмотрели мультфильм, рисовали героев своей любимой волшебной сказки. У детей было много вопросов и положительных эмоций.

В ходе проведения литературной викторины команды девочек и мальчиков еще раз уточняли и искали ответы на вопросы:

- Кто пишет сказки?

- Какими бывают сказки? (волшебными, бытовыми, былины)

- Какие волшебные предметы помогают героям?- Какие зачины в сказках вы знаете?

В ходе работы заметила, что большинство детей группы не владели в достаточной степени умением строить повествование, нарушали структуру, последовательность произведений при пересказе, поэтому предложила детям начало - зачин, середину- кульминацию и конец сказки обозначить условными знаками (треугольником, квадратом, прямоугольником) Детям предложила набор карточек с условными обозначениями и набор сюжетных картинок. Они с удовольствием выстраивали сюжет и прикладывали условные обозначения к его структурным частям. Например, к первой картинке – «девочка идет в лес», прикладывали карточку с изображением треугольника, обозначающий начало рассказа, ко второй – «она встречает ежа, ежиху и ежат» прикладывали карточку с изображением квадрата, обозначающий кульминацию рассказа, к третьей картинке, на которой изображена помощь зверят девочке – «они собирают ей грибы и она прощается с ними»» прикладывали карточку с изображением прямоугольника, обозначающий конец рассказа.

На втором этапе работы, чтобы подвести детей к составлению сказок с опорой на наглядность, я сначала предложила подобрать и нарисовать несложные символы, которые бы обозначали: главного героя сказки, его действие, место событий, волшебный предмет, второстепенный герой, счастливый конец сказки. Считаю, что это являлось главным моментом работы с детьми. В результате совместных с детьми поисков, уточнений мы пришли к выводу, что в наших сказках

*главный герой будет обозначаться закрашенным треугольником;

*не главный герой – маленьким треугольник;

*волшебный и др. предметы – перевернутый не закрашенный треугольник;

*место действия (лес, дом, горы, поляна и т и. д.) - своими значками;

*события – линией-молнией;

*счастливый конец – радостной россыпью феерверка.

Все обозначения нарисовали одним цветом.

Используя карточки с символами, играли в игру «Раскодируй сказку». Знакомые сказки «Теремок», «Рукавичка», «Красная шапочка» были поняты и раскодированы детьми достаточно быстро.

Символы-заместители не несли в себе внешних и качественных признаков объектов, и дети самостоятельно наделяли ими своих героев.

Для развития речевого творчества детей, развития их творческого потенциала использовала в работе мнемотаблицы, которые представляли собой ряд условных символов, расположенных или в форме таблицы или в форме дорожки – мнемодорожки.

Главным методическим приемом при обучении детей самостоятельному составлению сказок являлся образец рассказа. Предлагая образец, старалась показать результат, которого должны достичь дети (последовательность изложения, содержание, использование языковой выразительности и т. д.) Рассказывая сказку, предлагала детям одновременно выкладывать её содержание при помощи карточек с условными обозначениями, разные карточки давали детям возможность построить свое изложение в выбранном ими направлении. Затем предложила детям выложить знакомую сказку «Федорино горе», которую мы прочитали заранее.

С целью развития у детей воображения и средств языковой выразительности использовали различные игровые упражнения. Например, в игре «Героя, из какой сказки ты видишь дети, войдя в игровую ситуацию, в ответах подбирали яркие определения к существительным, использовали многие части речи (сверкающие звездочки прилетели на землю, чтобы спасти заколдованную принцессу).

Учитывая, что ребенок может научиться излагать свои мысли только путем постоянных упражнений, проводила инд. работу с детьми, имеющими низкий уровень развития. Учила сочинять небольшую сказку, используя карточки с условными обозначениями.

Для того, чтобы развивать игровое и деловое общение детей со сверстниками, желание участвовать в совместной речевой деятельности, провела конкурс по составлению сказок, разделив детей на команды. Перед началом проведения конкурса с детьми обсудили правила составления сказки :

У сказки должны быть завязка, кульминация и конец.

Герои и персонажи сказки должны быть яркими, волшебными и с ними должно случиться что-то необычное.

Рассказать сказку так подбирая слова, чтобы её было интересно слушать всем и т. д.

Приятно было наблюдать, когда дети предлагали друг другу разные варианты героев и событий, исправляли ошибки при выкладывании карточек, спорили, поправляли друг друга. Данная форма организации детей именно в этом виде деятельности оказалась наиболее удачной.

В ходе рассказывания, в сказке отмечались начало, середина и конец. Повествование было связно и последовательно, но было видно, что детям все-таки не хватало умения придумать героя, действие для героев, на основе которого развертывались бы остальные события.

Поэтому создала игровую ситуацию: в группе выросло волшебное дерево, на которое дети вывешивали рисунки героев, волшебных предметов своих придуманных и будущих сказок.

Важным показателем развития у детей способности понимания настроения сказки, образности и выразительности языка являлось умение составлять сказки по мнемокарточкам самостоятельно в свободное от занятий время.

Итогом работы с детьми по составлению и рассказыванию сказок явилась презентация самодельных книжек. На мой вопрос, для кого или для чего мы создаем наши книжки – малютки, дети ответили не сразу - для ребят из младшей группы. В ходе изготовления книжек очень тщательно вырисовывали свои рисунки. Старались от души. Обращала внимание на правильное размещение названия книги и рисунка, на аккуратность при выполнении работы. Мы ещё не приглашали на презентацию ребят из других групп, не знакомили их с нашими придуманными сказками, но это все впереди.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей составлять, рассказывать сказки, используя метод мнемотехники и условные символы, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связная речь и творческая речевая деятельность является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования» Введение. Рисование–язык внутреннего мира маленького ребёнка. Каждый ребенок– это небольшой исследователь, с удивлением и готовностью открывающий.

Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования детей дошкольного возрастаАктуальность: использование.

Портфолио педагога «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники ИЗО». Часть 1 «Развитие художественно-творческих способностей и воображения дошкольников через нетрадиционные техники изодеятельности» Педагогический.

Презентация «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Выполнила: Левицкая Галина Николаевна,МДОУ.

Развитие художественно творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. Страхова О. С. Воспитатель.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей через использование элементов игровой технологии В. В. ВоскобовичаРазвитие интеллектуальных и творческих способностей через использование элементов игровой технологии В. В. Воскобовича Принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре.

Развитие творческих способностей через кружковую работу. Кружок по ознакомлению народным декоративно-прикладным искусством «Краса рукотворная посещало 21 человек, дети старшей группы. Цель работы.

Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных видов аппликации Аппликация – вид изобразительной деятельности, который отображает впечатления ребенка об окружающем мире. И даже самую обычную аппликацию.

Сообщение «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к искусству» Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников при составлении сказок через использование опорных схем-моделей
Опубликовано: 15 января 2018 в 19:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей дошкольников при составлении сказок через использование опорных схем-моделей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Караева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД