Ольга Страхова
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования.
Страхова О. С.
Воспитатель высшей категории,
Детский сад №207 «Эдельвейс» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования,» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2017
С введением ФГОС ДО проблема развития творчества становится наиболее актуальной, поэтому наряду с другими направлениями особое внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей и возможностей детей в процессе художественно-творческой деятельности.
У каждого ребенка есть потребность в реализации своего потенциала, и именно через творчество, как естественный компонент развития, он может раскрыться наиболее полно как личность. В творческом процессе лучше расширяется его опыт, обогащаются знания, формируются практические умения и навыки, вследствие чего повышается самооценка дошкольника. Это, несомненно, способствует наиболее успешной позитивной социализации, развитию его творческих способностей.
Известные психологи и педагоги считают возможным творческое развитие во всех видах деятельности, в том числе и в изобразительной деятельности.
Н. П. Сакулина, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е. А. Флериной, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребенку овладеть средствами самовыражения [3, с. 28]. Одним их таких наиболее эффективных средств развития творческой активности и самостоятельности является использование методов и приёмов нетрадиционных техник рисования. Данный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта и творческой активности, учит нестандартно мыслить, ребенок начинает экспериментировать, творить, пробовать и искать.
Занятия нетрадиционной техникой рисования очень актуальны на сегодня, когда в современных условиях технического прогресса и увлеченностью компьютерными играми снижается интерес к художественно-творческой деятельности, и к изобразительной деятельности в частности, вследствие этого снижается и личностная самооценка ребенка своего творческого потенциала, его уровень социализации в обществе.
Поэтому для решения данной проблематики и развития творчества, с учетом основных принципов реализации ФГОС ДО, в детском саду была разработана серия занятий по ознакомлению детей средней группы с нетрадиционными техниками рисования в рамках работы кружка «Веселая клякса».
Целью данной творческой деятельности в кружке «Веселая клякса» – стало знакомство с нетрадиционной техникой рисования, формирование и закрепление художественно – творческих способностей и развитие интереса к изобразительной деятельности.
Основные задачи работы кружка:
расширять возможности и умения детей создавать выразительные образы в нетрадиционной художественной технике;
развивать практические умения детей в нетрадиционной технике исполнения рисунка, используя различные технологии;
продолжать воспитывать интерес к творческой деятельности, изобразительному искусству.
Представляю перспективное планирование занятий в кружке «Весёлая клякса» на учебный год для средней группы ДОО:
Сентябрь
1. «Подсолнухи» - рисование пальчиками, трафарет
2. «Укрась платочек» - оттиск пробкой, рисование пальчиками.
3. «Осеннее дерево» - оттиски листьями и печатками из ластика и картофеля.
4. «Моя фантазия» - технология по выбору детей.
Октябрь
5. «Мои игрушки» - оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками.
6. «Воздушные шарики» - оттиск печатками, рисование пальчиками.
7. «Грибы в лукошке» - оттиск печатками из картофеля, рисование пальчиками, трафарет.
8. «На прогулке в лесу» - оттиск листьями, печатками из картофеля и ластика, рисование пальчиками.
Ноябрь
9. «Дерево зимой» - оттиск ладони, восковые мелки.
10. «Первый снег» - рисование пальчиками, оттиск печатками.
11. «Укрась шарфик» - печать по трафарету, рисование пальчиками.
12. «Укрась свитер» - тычок жесткой кистью, печатки.
Декабрь
13. «Зимний лес» - печать по трафарету, набрызг с щетки, сухая кисть.
14. «Волшебный узор на окне» - свеча, акварель, восковые мелки.
15. «Укрась елочку» - оттиск пробкой, рисование пальчиками и ладонью.
16. «Зимняя фантазия» - выбор техники по замыслу детей.
Январь
17. «Ёлочные игрушки» - восковой мелок + акварель, оттиск пробкой
18. «Портрет» - черно – белый граттаж, черный маркер, сангина
19. «Снеговичок» - комкание бумаги
20. «Новогодний салют» - монотипия, набрызгс щетки
Февраль
21. «Укрась чашку» - оттиск печатками, печать по трафарету. «Кораблики в море» - оттиск ступни, ладони, рисование пальчиками.
22. «Портрет зимы» - свеча + акварель.
23. «Снежная сказка» - техника исполнения по выбору детей
Март
24. «Укрась вазу для цветов» - оттиск печатками, трафарет, печать ладонью.
25. «Открытка в подарок» - ниткография, рисование пальчиками.
26. «Весеннее солнышко» - рисование ладошками.
27. «Весна улыбается» - различные техники по выбору детей.
Апрель
28. «Ракеты в космосе» - печать по трафарету, набрызг с щетки.
29. «Цыплята» - монотипия.
30. «Цыплята» - комкание бумаги.
31. «Бабочки на лугу» - тычок жесткой кистью, печатки, печать ладонью.
Май
32. «Одуванчики» - кляксография с трубочкой.
33. «Яблоня в цвету» - кляксографияс трубочкой, печать поролоном и пальчиками.
34. «Цветы» - техника по выбору детей.
35. «Наша выставка» - итоговая выставка за год.
Таким образом, регулярные занятия в кружке на протяжении всего учебного года способствовали изменению подхода детей к своим изобразительным умениям и навыкам, повышению своего уровня индивидуальных творческих возможностей и, соответственно, самооценки, познакомились и освоили новые, необычные приемы работы с краской и подручными материалами в нетрадиционной технике. Научились самостоятельно составлять несложную композицию в своих творческих работах, оформлять и принимать участие в выставках по итогам каждого месяца занятий в кружке, вследствие чего сформировался такой навык, как умение представить свою работу окружающим, ребенок учился рассказывать о процессе создания своего рисунка, что, несомненно, способствовало развитию речи, пополнению активного словарного запаса, в том числе и развитию положительного опыта общения.
Художественное и нравственное значение создаваемых ими картин и коллажей, несомненно, повысили и уровень социализации воспитанников, они учились ценить свой труд, уважать труд своих товарищей, с готовностью помогать другим детям, самостоятельно находить творческие решения в своих работах. Очень важно заметить то, что заниматься в кружке имели возможность дети с разным уровнем развития изобразительных умений и навыков, и творческими возможностями.
Для полноценных занятий в кружке, с учетом всех необходимых требований, были подобраны необходимые художественные материалы и оборудование: краски гуашевые и акварельные, кисти, поролоновые «тычки», печатки, трафареты, свечи, щетки и другие подручные материалы, художественные и музыкальные произведения мировой культуры, технические средства оснащения (магнитофон, фотоаппарат, ноутбук, подборка фото- и видеоматериалов, иллюстраций.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб. : СОЮЗ, 1997.-96с.
2. Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики. Сборник научных трудов участников IV Международной научно-практической конференции / под общей редакцией С. В. Казначеева. -Новосибирск: МСА (ЗСО, -508с.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. -М. : Издательский центр «Академия»,1999.-272с.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1.-М. : «Изд. -во Скрипторий 2003», 2007.-80с.
5. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. -М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.-192с.