Галина Фарнина
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возроста
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственно-художественного отношения к искусству, в частности к литературе. Устойчивый интерес к книгам, тяготение к знакомству с новыми произведениями воспитывается посредством ознакомления с художественными произведениями писателей Урала.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возроста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П. П. Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Но, к сожалению, очень редко мы можем увидеть их по телевидению, редко встречается и книга в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.
Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.
Донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала возможно путем углубления знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.
Цель данного проекта: создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для работы в данном направлении были определены следующие задачи:
Приобщить детей к истории родного края, познакомить с жизнью и творчеством писателя П. П. Бажова, через занимательный материал, использование информационно – коммуникационных и мультимедийных технологий.
Формировать чувство гордости за свой край и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем.
Развивать индивидуальное творчество через создание поделок, посредством художественного творчества, и другие творческие работы.
Приобщать дошкольников к современной жизни края, вызвать интерес к посещению выставок, музеев, экскурсий.
Пополнить методическое и дидактическое сопровождение к образовательным областям, дополнить их региональным компонентом.
Вовлекать в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного края.
Методы, используемые в данной работе: словесные, практические, наглядные.
Масштаб проекта: краткосрочный, групповой, творческо – поисковый
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родителя, воспитатели.
Сроки реализации проекта: январь – февраль 2014 года
Содержание деятельности: I этап: Подготовительный (сбор информации).
- Сбор материала о П. П. Бажове;
-Выставка книг П. П. Бажова;
- Чтение произведений П. П. Бажова;
- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).
II этап: Исследовательский.
- Беседа «Что мы знаем о П. Бажове».
- Рисование: «Огневушка-Поскакушка».
- Лепка: «Серебрянное копытце»,
«Голубая змейка»,
- Оригами: «Голубая змейка»,
- Аппликация: «Огневушка-поскакушка»,
III этап: Заключительный.
- Выставка поделок по сказам П. П. Бажова (дети совместно с родителями).
- Создание альбома «Наш Бажов»
- Праздник «Сказ из малахитовой шкатулки» - комплексная итоговая деятельность с детьми.
Просматривая видеофильмы, читая многоцветье Уральских сказов П. П. Бажова, у детей шестого года жизни значительно совершенствуется процесс восприятия литературного произведения, улучшается как его смысловая, так и эмоциональная составляющие, поэтому при ознакомлении с текстом важно стараться выразительно читать произведения, помогая детям, как можно глубже воспринять, понять и полюбить его. Только верное авторскому замыслу выразительное прочтение сказов дает полноценное восприятие, пробуждает у детей активные переживания, сопереживания и нравственный отклик.
Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияют на возникновение и дальнейшее углубление интереса к произведениям уральских мастеров литературного жанра.
Рассматривая иллюстрации к прочитанным произведениям, ребята с удовольствием пересказывают их, употребляя старинные фольклорные слова и выражения. Знание детьми текста помогает им правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и объектов; использовать прилагательные и наречия; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику рассказа, в повествовании отражать типичные особенности жанра сказа, рассказа или сказки.
При посещении краеведческого музея г. Полевского дети с интересом узнавали о том, что у нас на Урале есть: железные, медные, алюминиевые (бокситы, марганцевые, никелевые руды, месторождения золота и платины, драгоценные и цветные камни, строительные материалы, горючие ископаемые.
Воспитанники, зная произведения писателя Урала П. П. Бажова, с любопытством рассматривали предметы его быта, старинную мебель, предметы обихода.
Благодаря проекту, воспитанники узнали, что П. П. Бажов один из самых интересных и необычных писателей нашей страны.
На основании полученного опыта они изображали различные сюжеты по бажовским сказам в различных видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, как в детском саду, так и в домашних условиях совместно с родителями.
На заключительном этапе дети с удовольствием приняли участие в комплексном мероприятии «Сказы из малахитовой шкатулки».
Успехом в решении задач стали следующие результаты проделанной работы: старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность и активность в слушании произведений, становясь участниками этого процесса; ярче проявляется индивидуальный творческий потенциал детей в их повседневной жизни.
Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П. П. Бажова.
Родители активные участники образовательного процесса, вместе с детьми читают сказы П. П. Бажова, учат стихи, готовят костюмы, участвуют в выставках.
Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Альбомы рисунков детей по сказам П. П. Бажова. Выставки поделок. Альбом «Наш Бажов».