Любовь Тепайкина
Проект «Растим патриотов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Нравственно- патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой
страны.
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. (В. А. Сухомлинский)
Нужно помнить, воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Пояснительная записка
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим, стала архиважной проблема воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне
Проблема: недостаточная осведомленность родителей в вопросах гражданско – патриотического воспитания дошкольников.
Тип проекта: долгосрочный, информационный
Сроки реализации: октябрь 2024 – май 2025
Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 6-7 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы
Гипотеза:
Реализация проекта «Растим патриотов» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.
Цель проекта: содействие познанию старшими дошкольниками нравственных ценностей через организацию целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей.
Задачи:
1. Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
2. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию других народов.
3. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2024
Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации – октябрь 2024– апрель 2025
Цель: реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2025
Цель: подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Риски:
- трудность вовлечения родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях ДОУ.
- участие одних и тех же семей в мероприятиях в рамках проекта.
Условия реализации данного проекта:
- Заинтересованность родителей (законных представителей, регулярность и систематичность работы по формированию у детей основ гражданственности и патриотизма.
- Непрерывная связь с родителями (законными представителями) посредством коллективной, индивидуальной, информационной и наглядной форм работы.
Первый этап: подготовительный
Содержание сотрудничества воспитателя с родителями (законными представителями):
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- создание атмосферы взаимопомощи.
Второй этап: основной
Средства реализации проекта
Информационное сотрудничество:
1. Беседы.
2. Консультации.
3. Анкетирование родителей.
4. Участие в различных конкурсах.
5. Папки - передвижки, папки – ширмы.
6. Информационные материалы на стенде в группе «Для вас, родители!» и на информационных стендах в холле ДОУ.
7. Размещение информационных материалов о проведенных мероприятиях по привитию дошкольникам основ гражданственности н на официальном сайте ДОУ.
8. Приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни группы и детского сада через личный веб-сайт, электронную почту, посредством социальных мессенджеров WhatsApp, Viber, Telegram.
Совместная деятельность:
1. Беседы.
2. Консультации.
3. Семинары-практикумы.
4. Круглый стол.
5. Государственные и православные праздники и развлечения
6. Создание картотеки игр по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников.
7. Фотовыставки
8. Просмотр презентаций.
9. Встречи с интересными людьми
10. Конкурсы и выставки рисунков и творческих работ.
Механизм работы над циклом мероприятий с участием родителей
Организация и проведение работы с родителями (законными представителями) по привитию воспитанникам основ гражданственности и патриотизма:
- проведение опроса (анкетирование);
- подборка литературы по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников;
- оформление папок-передвижек;
- проведение родительских собраний, совместных праздников и мероприятий
- привлечение к участию в творческих конкурсах и выставках;
- размещение информационных материалов в уголках «Для вас, родители»;
- размещение информации на персональном сайте педагога, на официальном сайте ДОУ (консультации, памятки, рекомендации по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников);
- индивидуальные консультации;
- использование ИКТ и IТ-технологий;
- создание видеороликов по материалам мероприятий проекта;
- разучивание песен и танцев патриотической направленности;
- просмотр презентаций.
Принципы:
- принцип индивидуальности (учитывать желание и интересы каждого ребенка);
- принцип цикличности и систематичности (постепенное усвоение материала);
- принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи);
- принцип доступности (соответствие уровню социального, психического и физического развития ребенка, его возможностями и способностям);
- принцип социализации ребенка (дошкольник постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, способствующую обогащению эмоционально-волевой сферы и формированию межличностных отношений и организационных умений).
Ожидаемый результат:
- вовлечение родительской общественности в реализацию одного из приоритетных направлений ДОУ - гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
- посильное участие родителей в гражданском просвещении дошкольников;
- повышение мотивации и интереса дошкольников, педагогов ДОУ и родителей к занятиям по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников;
- эмоциональное сближение детей и родителей;
- повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста позволяет полностью обеспечить целостность образовательного процесса и гарантирует формирование патриотических чувств до уровня, соответствующего требованиям современного общества, обеспечивая тем самым патриотизм всех детей;
- активное взаимодействие родителей (законных представителей) и педагогов;
- обогащение педагогического опыта родителей;
- формирование у родителей осознанных потребностей к гражданско – патриотическому воспитанию ребенка в семье;
- обогащение методической базы и предметно-пространственной развивающей среды в группе;
- приобретение опыта взаимодействия с социальными партнерами.
Пути реализации работы над проектом
1. Специально организованная деятельность:
- непосредственно образовательная деятельность (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие. Музыка»);
- пальчиковая гимнастика;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические и музыкально-дидактические игры;
- вечер загадок;
- слушание музыки;
- разучивание песен и речевок патриотической направленности;
- знакомство с геральдикой;
- презентации «История о государстве Российском», «Широка страна моя родная»;
- раскраска «Костюмы народов мира»;
- разучивание пословиц и поговорок;
- проведение праздничных и досуговых мероприятий;
- участие в фестивале-конкурсах
- Дни национальных культур
- Декада Памяти;
- участие воспитанников в конкурсах рисунков и творческих работ
2. Взаимодействие с семьей по оптимизации работы по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников:
- совместная досуговая деятельность
- наглядная агитация по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников (стенды, памятки, газеты, выставки);
- оформление памяток и рекомендаций для родителей
- выставка методической и познавательной литературы по патриотическому воспитанию дошкольников;
- участие в фестивале-конкурсах
- выставки рисунков и поделок
Третий этап: результативный
Анализ результатов проекта, корректировка содержания, обобщение опыта работы, планирование перспектив развития
Перспективный план работы со всеми участниками образовательного процесса по реализации проекта «Растим патриотов России»
(октябрь 2024 г. – апрель 2025 г.)
Мероприятие Цель Сроки проведения Ответственный Выход документа
1 этап - подготовительный
Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
Анкетирование родителей.
Определение цели, задач рабочей гипотезы исследования2. Диагностика знаний детей по гражданско-патриотическому воспитанию (начало года)
Создание проекта Сентябрь Воспитатели Список информационных источников, литературы. Перспективное планирование
- 2 этап – основной; совместная деятельность детей, родителей, педагогов
Цель: реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса
1. Беседы о профессиях родителей
2. Занятие «Семья»
3. Конкурс рисунков «Мой папа»
5. Участие в фестивале-конкурсе «Шумбрат Мордовия»
6. изготовление поздравительных открыток «Мой папа лучший» Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним Октябрь воспитатели Конспекты беседы, занятия, фотографии на стенде ДОУ, видеоролик на сайте ДОУ
1. Беседа «День толерантности», музыкально-дидактические игры о дружбе.
2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»
3. Занятие «Мой дом – моя крепость»
4. Раскраска «Костюмы народов мира»; Знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,
воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
развитие коммуникативных навыков Ноябрь Воспитатели Конспект беседы,занятия
1. Беседа «Обычаи и традиции русского народа»
3. Игра-драматизация по сюжету сказки «Курочка-Ряба»
4. Фотовыставка «Саранск глазами детей» Развивать стремление изучать обычаи и традиции русского народа, прививать любовь к своей малой родине Декабрь Воспитатели Конспект занятия, фотографии игры, фотовыставка
1. Беседа «Обряды и традиции русского народа»
3. Развлечение «Рождество – семейный праздник»
Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа Январь Воспитатели Конспект беседы, видеоролик на сайте ДОУ
2. Развлечение «Идет солдат по городу»
4. Выставка детских работ ко Дню защитника Отечества
5. Знакомство с геральдикой Расширение представления детей о Российской Армии, Воспитывать уважительное отношение к защитникам Родины.
Знакомство с символами государства Февраль Воспитатели Развлечение в музыкальном зале, выставка детских работ видеоролик на сайте ДОУ
1. Разучивание песен, танцев к празднику мам.
2. Выпуск стенгазеты «С праздником, любимые мамы!»
3. Утренник «Международный Женский день
5. Оформление альбома «История Саранска в картинках» Прививать любовь к самым близким людям семьи. Расширение представления детей о родном городе и его достопримечательностях, о людях прославивших город Март Воспитатели Стенгазета «С праздником, любимые мамы!»
Утренник в музыкальном зале. Альбом «Мстория Саранска в картинах»
1. Рассматривание иллюстраций с видами городов.
2. Чтение литературных произведений о городах России.
3. Просмотр презентация «История о государстве Российском»
4. «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах).
5 9 мая – День Победы Расширение представлений детей о России, знакомство с городами России. Расширение представлений детей о ВОВ, его героях, воспитание чувства гордости за свою Родину Апрель Воспитатели Презентация «История о государстве Российском»
-3 этап – заключительный; обобщение работы, анализ, формулировка выводов
Цель: подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Создание презентации «Растим патриотов России» Обобщение работы по проекту Май Воспитатели Фото презентации
Организация работы с родителями
Название Сроки реализации Ответственный
. Анкетирование родителей
.Консультация " Особенности общения с детьми в семье»
Выставка поделок из природного материала «Осенний вернисаж» Октябрь Воспитатели
Выставка творчества детей и родителей «Мамины руки не знают скуки»
. Совместная досуговая деятельность: «Мамочка, ты лучшая на свете»
3. Оформление папки – передвижки «Гражданско – патриотическое воспитание ребенка в семье»
Ноябрь Воспитатели
Памятка для родителей "
3. Домашнее задание: Кто и как встречает Новый год в мире
Выставка новогодних композиций «Сказка на окне» Декабрь Воспитатели
Фортвыставка «Мама, папа,я – любим спорт не зря»
3. Консультация «Приобщение детей к истории, традициям и культуре России» Январь Воспитатели
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка».
2. Индивидуальные консультации по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников
Фотовыставка «Папы разные бывают» Февраль Воспитатели
Совместные утренники, посвященные «Международному женскому Дню»
Консультации «Роль творчества в нравственном воспитании детей»
«Приобщение детей к народным традициям»
Беседа «Как и где можно провести выходной день в Саранске» Март Воспитатели
Консультация «Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании»
Памятка «Что посмотреть в Саранске» Апрель Воспитатели
1. Домашнее задание: Подборка пословиц и поговорок о мире.
2. Привлечение к пополнению мини-музея «Уголок боевой славы» фотографиями «Наши ветераны»
3. Участие в фестивале-конкурсе «Нам дороги эти позабыть нельзя Май Воспитатели
Результаты проведения мероприятий по реализации проекта «Растим патриотов России»:
Для детей:
- повышение уровня знаний детей в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
- повышение интереса детей к основам гражданственности;
- ранняя профориентация;
- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, округу, стране;
- привитие основ толерантности.
Для педагогов:
- привлечение родительской общественности к реализации одного из приоритетных направлений деятельности ДОУ – формирование основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников;
- повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в воспитании у дошкольников основ гражданственности и патриотизма;
- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников;
- углубление знаний о патриотическом воспитании и основах гражданственности у дошкольников.
Для родителей (законных представителей) воспитанников:
- информированность о гражданско-патриотическом воспитании дошкольников;
- проявление интереса к занятиям по основам гражданственности совместно с детьми;
- активное участие родителей в мероприятиях ДОУ;
- соблюдение единства требований воспитателей и родителей в воспитании подрастающего поколения.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» будут активными участниками и помощниками педагога в работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей. Как показывает опыт работы, родители, которые приняли участие в открытых мероприятий ДОУ, становятся активными участниками и в школе (становятся членами родительского комитета, Совета родителей, участвуют в различных проектах, конкурсах).
Список используемой литературы:
«Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной школе группе» Т. С. Комарова.
Детям о народном искусстве Сост. А. А. Грибовская (М., «Просвещение» 2001)
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Сост. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина (Детство-Пресс 2013)
Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2012.
Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А. Алябьева. - М. : Творческий Центр Сфера, 2010.
Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2010. - №1. - С. 16-24.
Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. - М. : Творческий центр Сфера, 2012. - 120с.
Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
М. Б. Зацепина Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2010 г.
Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
Интернет ресурсы.