Елена Яглова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению
Музыкальный руководитель
МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детского сада № 118»
Яглова Елена Евгеньевна
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении – это целенаправленный процесс формирования творческой гармоничной личности, которая способна воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства ребенок проносит через всю свою жизнь. Гармоничное развитие ребёнка не мыслимо без развития его музыкально-творческих способностей.
Детское творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.
Развитие музыкально-творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умении её слушать и анализировать, ведь музыка – это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Также развитие музыкально-творческих способностей проявляется и во время выполнения музыкально-ритмических движений, игре на инструментах, театральной деятельности.
Но ведущее место в системе музыкального воспитания занимает пение. Это самый массовый вид народного исполнительства. Певческий голос сравним с музыкальным инструментом, которым обладает от природы каждый человек с рождения. Коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду создан вокальный кружок «ДОМИСОЛЬКА», где дети старшей и подготовительной к школе группы могут окунуться в прекрасный мир музыкальных звуков. Именно здесь происходит углубленное знакомство с основами правильного пения, средствами музыкальной выразительности, дети получают навыки работы с микрофоном и т. д.
Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка : обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.
Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.
Певческая деятельность возникает у ребенка в раннем возрасте. Большинство детей поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз. Позже воспроизводят ритмический рисунок песни, могут узнать и назвать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки.
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. На наших занятиях дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Пение развивает у детей музыкальные и творческие способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, мы воспитываем у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. Формирование музыкальных и творческих способностей неразрывно связано с умственными процессами.
Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение песни, сопереживать всему, о чем поется в песне, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ песни.
Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, при разучивании мелодии песни различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковые, протяжный характер запева, припева, энергичный).
Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к песне. Исполняя песню, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении.
С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
Во время пения происходит активизация умственных способностей. Дети прислушиваются к звучанию мелодии песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре песни, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер песни. Ребёнок проявляет свои способности.
Как уже говорилось выше, в определенной степени песня влияет и на физическое развитие детей. Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимается эмоциональный тонус и улучшается работоспособность организма. Мы всегда в своей деятельности используем минутки здоровья. Дети очень любят выполнять упражнения под музыку, при этом они ещё и читают слова.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Занятия певческой деятельностью способствуют общему развитию личности ребенка.
Научить ребенка переживать музыку, чувствовать, как одна эмоция переходит в другую, и является моей главной задачей.
Вторая задача, которую я ставлю перед собой, - научить детей петь чисто и выразительно.
В нашем саду имеются условия для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Создана предметно развивающая среда, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей :
- оборудован музыкальный зал;
- оформлены музыкальные уголки в групповых комнатах;
- собраны новинки методической литературы;
- оформлен наглядно-дидактический материал;
Музыкальный зал оснащен детскими музыкальными инструментами, шумовыми инструментами. Изготовлены маски различных персонажей. Имеются в наличии яркие тематические иллюстрации и портреты композиторов, методические карточки. Все материалы систематизированы. Имеется хорошая костюмерная. За несколько лет работы собрана богатая аудиотека, включающая в себя записи музыкального аккомпанемента, произведения, предусмотренные программой, а также записи различной музыки, так или иначе используемой в процессе музыкального воспитания детей. Собраны и систематизированы материалы (рабочая программа, сценарии, интерактивные игры, материалы для информационных стендов, для консультаций педагогов и родителей и др.) в цифровом формате.
В основу работы с детьми положены следующие принципы:
1. Системность занятий.
2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
3. Разнообразие музыкального репертуара и его постепенное усложнение.
4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
5. Креативность и эмоциональность педагога.
6. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т. д.)
7. Преемственность в работе с другими специалистами.
8. Связь с семьей.
Основная работа по развитию творческих способностей осуществляется музыкальным руководителем, но система занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада:
- Воспитатель наблюдает за ребёнком в группе, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т. п.).
- Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводит при необходимости занятия по коррекции эмоций; консультирует родителей, воспитателей и других специалистов по различным вопросам.
- Логопед ведёт наблюдение и организует занятия для детей, нуждающихся в логопедической помощи для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т. д.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Дополнительно развивать свои творческие способности дети имеют возможность в кружке вокального пения «ДОМИСОЛЬКА», где мы работаем над вокальными навыками, накоплением музыкально-слуховых представлений.
В процессе занятий у детей повышаются все показатели уровня музыкального развития. Улучшается чистота интонирования мелодии, музыкальная память. Имея понятие о высоте звуков и их длительности, о характере движения мелодии, о музыкальной фразе, ребенок может осмысленно и выразительно исполнить эту музыкальную фразу.
Музыкальный материал, предлагаемый детям разнообразный и вариативный. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.
Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей.
Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Выступления на родительских собраниях, беседы, консультации, стенды-отчеты, открытые занятия и праздники, личное участие родителей в различных мероприятиях детского сада и т. д. – вся эта работа даёт возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка.
Показателем развития творческих способностей является :
- участие в концертах, фестивалях, конкурсных программах на муниципальном уровне.
- подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.
Дети с удовольствием выступает на утренниках, концертах, конкурсных программах, фестивалях, где проявляются их эмоциональность, актерские способности. У них накапливается исполнительский опыт, в репертуаре есть песни различных жанров и характеров, танцевальные композиции.
Особенно приятно видеть на сцене своих воспитанников, которые продолжают свое дальнейшее обучение в системе дополнительного образования.
Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Она благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.