МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению (6 фото)

Елена Яглова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению

Музыкальный руководитель

МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детского сада № 118»

Яглова Елена Евгеньевна

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении – это целенаправленный процесс формирования творческой гармоничной личности, которая способна воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению» размещена в разделах

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства ребенок проносит через всю свою жизнь. Гармоничное развитие ребёнка не мыслимо без развития его музыкально-творческих способностей.

Детское творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Развитие музыкально-творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умении её слушать и анализировать, ведь музыка – это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Также развитие музыкально-творческих способностей проявляется и во время выполнения музыкально-ритмических движений, игре на инструментах, театральной деятельности.

Но ведущее место в системе музыкального воспитания занимает пение. Это самый массовый вид народного исполнительства. Певческий голос сравним с музыкальным инструментом, которым обладает от природы каждый человек с рождения. Коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду создан вокальный кружок «ДОМИСОЛЬКА», где дети старшей и подготовительной к школе группы могут окунуться в прекрасный мир музыкальных звуков. Именно здесь происходит углубленное знакомство с основами правильного пения, средствами музыкальной выразительности, дети получают навыки работы с микрофоном и т. д.

Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка : обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

Певческая деятельность возникает у ребенка в раннем возрасте. Большинство детей поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз. Позже воспроизводят ритмический рисунок песни, могут узнать и назвать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. На наших занятиях дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Пение развивает у детей музыкальные и творческие способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, мы воспитываем у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. Формирование музыкальных и творческих способностей неразрывно связано с умственными процессами.

Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение песни, сопереживать всему, о чем поется в песне, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ песни.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, при разучивании мелодии песни различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковые, протяжный характер запева, припева, энергичный).

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к песне. Исполняя песню, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении.

С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Во время пения происходит активизация умственных способностей. Дети прислушиваются к звучанию мелодии песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре песни, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер песни. Ребёнок проявляет свои способности.

Как уже говорилось выше, в определенной степени песня влияет и на физическое развитие детей. Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимается эмоциональный тонус и улучшается работоспособность организма. Мы всегда в своей деятельности используем минутки здоровья. Дети очень любят выполнять упражнения под музыку, при этом они ещё и читают слова.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия певческой деятельностью способствуют общему развитию личности ребенка.

Научить ребенка переживать музыку, чувствовать, как одна эмоция переходит в другую, и является моей главной задачей.

Вторая задача, которую я ставлю перед собой, - научить детей петь чисто и выразительно.

В нашем саду имеются условия для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Создана предметно развивающая среда, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей :

- оборудован музыкальный зал;

- оформлены музыкальные уголки в групповых комнатах;

- собраны новинки методической литературы;

- оформлен наглядно-дидактический материал;

Музыкальный зал оснащен детскими музыкальными инструментами, шумовыми инструментами. Изготовлены маски различных персонажей. Имеются в наличии яркие тематические иллюстрации и портреты композиторов, методические карточки. Все материалы систематизированы. Имеется хорошая костюмерная. За несколько лет работы собрана богатая аудиотека, включающая в себя записи музыкального аккомпанемента, произведения, предусмотренные программой, а также записи различной музыки, так или иначе используемой в процессе музыкального воспитания детей. Собраны и систематизированы материалы (рабочая программа, сценарии, интерактивные игры, материалы для информационных стендов, для консультаций педагогов и родителей и др.) в цифровом формате.

В основу работы с детьми положены следующие принципы:

1. Системность занятий.

2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

3. Разнообразие музыкального репертуара и его постепенное усложнение.

4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

5. Креативность и эмоциональность педагога.

6. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т. д.)

7. Преемственность в работе с другими специалистами.

8. Связь с семьей.

Основная работа по развитию творческих способностей осуществляется музыкальным руководителем, но система занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада:

- Воспитатель наблюдает за ребёнком в группе, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т. п.).

- Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводит при необходимости занятия по коррекции эмоций; консультирует родителей, воспитателей и других специалистов по различным вопросам.

- Логопед ведёт наблюдение и организует занятия для детей, нуждающихся в логопедической помощи для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т. д.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Дополнительно развивать свои творческие способности дети имеют возможность в кружке вокального пения «ДОМИСОЛЬКА», где мы работаем над вокальными навыками, накоплением музыкально-слуховых представлений.

В процессе занятий у детей повышаются все показатели уровня музыкального развития. Улучшается чистота интонирования мелодии, музыкальная память. Имея понятие о высоте звуков и их длительности, о характере движения мелодии, о музыкальной фразе, ребенок может осмысленно и выразительно исполнить эту музыкальную фразу.

Музыкальный материал, предлагаемый детям разнообразный и вариативный. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.

Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей.

Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Выступления на родительских собраниях, беседы, консультации, стенды-отчеты, открытые занятия и праздники, личное участие родителей в различных мероприятиях детского сада и т. д. – вся эта работа даёт возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка.

Показателем развития творческих способностей является :

- участие в концертах, фестивалях, конкурсных программах на муниципальном уровне.

- подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.

Дети с удовольствием выступает на утренниках, концертах, конкурсных программах, фестивалях, где проявляются их эмоциональность, актерские способности. У них накапливается исполнительский опыт, в репертуаре есть песни различных жанров и характеров, танцевальные композиции.

Особенно приятно видеть на сцене своих воспитанников, которые продолжают свое дальнейшее обучение в системе дополнительного образования.

Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Она благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению
Публикация Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению размещена в разделах Вокал Обучение детей пению Развитие ребенка Материалы для педагогов Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка сентябрь Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического Развитие ребенка Материалы для педагогов развития ребенка
Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению
Опубликовано: 23 сентября 2024 в 19:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яглова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД