Мария Трофимова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через приобщение к классической музыке
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через приобщение к классической музыке
Музыка является одним из древнейших видов искусства, которое в свою очередь обладает огромным влиянием на развитие и формирование эмоциональности человека, его духовного развития, развития речи и интеллекта. Существует большое количество направлений в музыке, но каждый человек предпочитает свое – близкое ему по настроению, по индивидуальному отражению духовного мира. Но важнее всего – это остановить свой выбор на «правильной» музыке для развития детей. И классическая музыка – это именно та музыка, которая развивает стремление к прекрасному и проникает прямо в душу.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через приобщение к классической музыке» размещена в разделах
Классическая музыка является золотым фондом национального музыкального искусства каждого народа и в целом мировой музыкальной культуры. Высокохудожественной музыке принадлежат произведения выдающихся композиторов, в большинстве своем, прошлого времени. Классическая музыка гармонически сочетает в себе совершенство форм с правдивым и эмоциональным содержанием, громаднейшее мастерство – с доступностью и простотой.
Эстетическое воспитание целенаправленно на развитие у детей любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, эстетических чувств, развитие воображения, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной культуры, эстетического средства развития и формирования личности ребенка.
Формируя индивидуальность дошкольника, мы побуждаем к зарождению, развитию, становлению его творчества, строящееся на ярких музыкальных впечатлениях. Вслушиваясь в музыку, дошкольник слышит кроме того, что в ней содержатся еще и мысли, желания композиторов. Под ее влиянием формируется творческое воображение посредством восприятия различных сторон жизни.
В связи с тем, что проблема возрождения духовности, развитие высокой музыкальной культуры является особенно острой в данное время, важной и актуальной задачей представляется формирование основ музыкальной культуры посредствам развития художественно-эстетической культуры ребенка и его творческих способностей.
Классическая музыка (пусть даже ребенок не занимается ею, а просто является слушателем, способна воздействовать на большинство факторов в развитии ребенка.
Большое значение имеет классическая музыка в развитии детской речи. Анализируя произведение, ребенок должен активизировать весь свой словарный запас, чтобы по-настоящему охарактеризовать его. Вместе с тем, музыка обладает своим языком, свою музыкальную речь, рассказывающая не словами, а звуками. Музыкальное воспитание прочно связано с культурой слуха, а культура слуха – является одним из важнейших факторов для развития речи.
Классическая музыка служит толчком к развитию образного и абстрактного мышления, так как детское ухо «учится» слышать в музыке чувства композитора, который написал произведение, пытается понять, о чем оно.
В процессе обучения музыкально-ритмическим движениями у детей развивается пространственное восприятие (мышление).
Слушая классическую музыку, ребенок испытывает более выраженные и глубокие эмоции, обладает более тонким восприятием мира и людей.
Чаще всего, у детей, приученных слушать классическую музыку в дальнейшем проявляется интерес и к другим видам искусства: литературе, живописи, танцам, в результате того, что музыка позволяет развивать и усиливать творческие навыки ребенка.
Формируя музыкальное мышление содействуем общему интеллектуальному развитию ребенка. Оценка музыкального произведения способствует активизации умственных процессов, такого рода как сопоставление, сравнение, выделение общих черт из различных.
Развитие мышления, эмоций, воображения, музыкального вкуса ребенка формирует основу его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.
Музыкальное воспитание занимает особое место. Именно на основе классической музыки, в диалоге с ней развитие дошкольника идет по отличительно другому пути. Передо мной стояла проблема: каким должны быть занятия, чтобы они стали более насыщенней, интересней, и давали бы детям возможность активно принимать участие в них. Поэтому я стала включать интеграцию разных видов художественной деятельности в свою работу по музыкальному воспитанию дошкольников. Цель такой образовательной деятельности – дать дошкольникам представления о своеобразии разных видов искусства (живописи, музыки, хореографии, театра, поэзии, их художественных средствах, выразительных особенностях, возможность своим особенным языком передавать настроение и мысли в различных видах деятельности дошкольников.
Начиная работу по данному направлению, я опиралась на заинтересованность детей. Понимая, что только единицы родителей, которые могут сводить детей на концерт и дать в живую послушать музыку, и задумалась как это можно сделать в саду. Я организовала «Музыкальную гостиную», где участие принимали студенты музыкального колледжа. На концерте они не просто играли произведения, они рассказывали о музыке, о композиторах. После концерта была возможность рассмотреть инструменты поближе. Довольны были не только дети, но и воспитатели. Такие гостиные стали регулярно проводиться в саду. В настоящее время я продолжаю организовывать «Музыкальные гостиные» на базе музыкальной школы.
Поняв, что этого недостаточно, я стала включать изобразительную деятельность, где дети рисовали на определенную тему, а затем стали изображать то, что представляют при прослушивании того или иного произведения. Таким образом стало проявляться их творчество.
На данном этапе моей задачей стала поддержка, которую я могу оказать в их начинаниях. Мы вместе стали импровизировать танцы, причем не только девочки, вопреки моему ожиданию, но мальчики тоже. Ребята предлагали разные движения, которые включались в танцы. Детям так даже проще запомнить последовательность движений и танцы в целом.
Занимаясь элементарным музицированием в старших и подготовительных группах, мы сначала прослушиваем произведение, подбираем музыкальные инструменты, а потом разучиваем партии, для каждой группы инструментов. Все дети пробуют играть на каждом инструменте. В младших и средних группах, мы прослушиваем произведение, и я предлагаю конкретные инструменты. Таким образом дети знакомятся с инструментами и учатся на них играть.
В своей работе я использую авторские программы музыкального воспитания («Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Малыш» В. А. Петровой, «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой, что дает возможность вносить изменения, варьировать способы, методы познания детьми музыкального искусства, благодаря которому реализовывается общее развитие.
Подбирая содержание, я ориентируюсь на детей, то есть на то, что им дорого и близко – это близкие люди, мир природы, игры; нельзя упускать и важность русского фольклора, разные виды искусства. Данные программы музыкального воспитания дают уникальную возможность обучить детей слушать и слышать высокохудожественную музыку, показать ее характер в образных, танцевальных движениях, в рисунках, игре на детских музыкальных инструментах, используя сравнения музыкальных произведений с репродукциями картин, стихотворениями и т. д., другими словами применять интегрированный подход к организации занятий.
Степень новизны опыта основывается на формировании и активизации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к классической музыке.
Метод вариативности с новаторскими (инновационными) технологиями музыкального воспитания направлен на полноценное формирование ребенка как личности. Отличительная черта данного метода заключается во взаимопроникновении творческих и обучающих аспектов в целостный процесс, строящийся по принципу помощи ребенку приобщиться к ценностям современного мира, и практическую реализацию условий, содействующих развитию личностного потенциала, стимулирующих у ребенка желание исследовать с удивлением и радостью окружающий мир, развивать способность к самопереживанию, эмоциональную отзывчивость.
Основной целью метода является научить детей понимать и любить классическую музыку. Осуществлению данной цели содействует решение следующих задач:
обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов дошкольников;
развитие творческих способностей;
развитие заинтересованности дошкольников к разным видам искусства, приобщение к их лучшим образцам;
формирование элементарных музыкальных навыков.
Принципы педагогического опыта, используемые в моей работе:
создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют раскрепощено, комфортно;
творческая направленность – организация условий для творческого самовыражения дошкольников, учитывая их индивидуальные возможности;
последовательность – усложнение выполнения творческих заданий : от простого к сложному;
принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые мероприятия, родительские собрания).
Анализируя свою работу, можно сказать, что при методике вариативности и интеграции наблюдается положительная динамика в развитии творческих способностей детей.
Дети стали больше демонстрировать самостоятельность и инициативу в разных видах музыкальной деятельности. Возросла эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, дети начали более ярко выражать свои эмоции в танце, в изобразительном искусстве, музыка для детей становится миром радостных переживаний.
Используя разнообразные виды творчества, которые доступны дошкольникам в сфере музыкальной деятельности, достигается решение музыкального воспитания в детском саду и главной цели моей работы – научить детей понимать и любить классическую музыку.