Бабаева Елена Николаевна
Развитие творческих способностей детей с помощью арт-технологий
Развитие творческих способностей детей с помощью арт-технологий
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вологодский муниципальный район
«Васильевский детский сад общеразвивающего вида»
Развитие творческих способностей детей с помощью
арт-технологий
Составитель : Бабаева Елена Николаевна
Воспитатель (высшая квалификационная категория)
Содержание
Публикация «Развитие творческих способностей детей с помощью арт-технологий» размещена в разделах
1. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи арт-технологий, виды арт-технологий, формы и этапы занятий с использованием арт-технологий)
2. Цели и задачи работы по самообразованию
3. План работы по самообразованию для педагога
4. План работы с детьми
1. Пояснительная записка
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. Свои впечатления и опыт дети стремятся передать в своих творческих работах, отражая таким образом окружающую их действительность. От того, что они видят и как, дети переходят к изображению увиденного на бумаге в той форме и в тех возможностях, которые присущи дошкольникам.
Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для него чаще важен не результат, а сам процесс создания творческой работы. Именно поэтому арт-технологии так эффективны при работе с дошкольниками. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса.
Арт (от англ. art) – визуальное искусство, технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.
Актуальность
Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того чтобы его сохранить, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Для достижения этой цели воспитатель дошкольного учреждения выбирает для себя наиболее подходящие технологии, одна из которых арт-педагогические технологии. Сущность арт-технологий состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Арт-технологии — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. Методы и приемы арт-технологий обращают внимание на чувства дошкольника, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение.
Основная цель арт-технологии – создание условий для решения воспитательно-образовательных задач на основе гармонизации внутреннего мира дошкольника, развития его личности.
Задачи арт-технологии :
актуализировать и развивать творческие способности дошкольников;
повышать самооценку и самосознание;
развивать эмоционально-нравственный потенциал;
формировать умение решать внутренние и групповые проблемы;
формировать умение выражать эмоции;
формировать умение разрешать конфликтные ситуации, снимать напряжение, релаксация;
развивать коммуникативные навыки, навыки социальной поддержки и взаимного доверия.
Возможности арт-технологии позволяют педагогу использовать различные виды работы с детьми.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительное искусство – самый естественный для человека вид творчества. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли, чувства и ощущения, представления об окружающем мире, быть самим собой, а также – освободиться от негативных переживаний.
Рисование развивает мелкую моторику рук, чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. В процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой их этих функция, но и связывает их между собой.
Огромное значение в изотерапии играют цвета, которые использует ребенок для создания своего рисунка. С помощью цвета можно передать свое настроение, восприятие мира и самого себя, самовыразиться.
Так, например, красный цвет символизирует жизненную силу, обозначает наличие таких качеств у ребенка как упорство, динамичность, стремление быть лидером. Желтый цвет ассоциируется с солнцем, выражает живость, сообразительность, радостное восприятие жизни. Синий цвет напоминает о ясном небе, водных просторах, обозначает восприимчивость, организованность и послушание.
Изотерапия – это не создание произведения искусства, не часть занятия по изобразительному искусству. Занятия с пользованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.
Арт-технология предполагает большой выбор изобразительных материалов:
1) Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
2) журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;
3) природный материал – кора, листья и семена растений, цветы, перешки, ветки, мох, камешки;
4) для лепки – глина, пластилин, тесто;
5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
6) кисти разных размеров, поролоновые губки, ножницы, нитки, клей, скотч.
Качество материалов должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и ее результатов в глазах детей.
Сказкотерапия – это терапевтическое воздействие на ребенка с использованием материалов сказок, направленное на развитие творческих способностей дошкольников, расширения их сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказки вызывают сильное эмоциональное проявление, как у детей, так и у взрослых. Образы, представленные в сказках, апеллируют к двум психическим уровням – сознанию и подсознанию, что дает дополнительные возможности для развития коммуникативных навыков. Сказки содержат информацию обо всех сторонах жизни и деятельности людей. Читая сказки, дети узнают, как устроен мир, кто его создатель, какие трудности могут встретиться человеку на его жизненном пути, как приобрести и ценить дружбу, любовь и т. д. Таким образом, из сказок ребенок не только узнает об основных этапах жизненного пути человека, но и в образной форме получает представление о становлении и развитии личности.
1. Рисование по сюжету сказки. Детям предлагается в виде рисунка изобразить чувства, ассоциации, которые возникли у них после прочтения сказки.
2. Разыгрывание сценок. Предлагается проиграть значимый, узловой эпизод из сказки или всю сказку целиком.
3. Дописывание, переписывание, сочинение сказки. Предлагается придумать, додумать определенный эпизод из выбранной воспитателем сказки или сочинить свою собственную сказку по мотивам уже прочитанной.
Песочная терапия в контексте арт-технологии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка через работу с образами. Эти образы появляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построенной на специальном подносе с песком. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции) экспрессии ребенка.
В качестве материалов используются песок, вола и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции на специальном подносе. После завершения работы с песком ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем.
Тестопластика. Тестопластика как один из видов арт-технологии способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и точность движений.
В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций) : развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук.
Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Он учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию. Конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
Соленое тесто легко совмещается с другими материалами. Процесс создания художественных образов из соленого теста с использованием желудей, косточек, различных семян, ракушек, колосков происходит зачастую в форме неожиданного открытия, сюрприза и дает ребенку дополнительные возможности для творчества и способствует развитию речи.
Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания дошкольников об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления.
В процессе лепки из соленого теста формируется эмоциональный и речевой контакт детей со взрослым.
Можно выделить следующие условия, которые следует соблюдать педагогу в процессе лепки с детьми из соленого теста:
- ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
- для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и инструментов (скалки, формочки, трафаретки, ситечко и др.)
- необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
- в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются.
Материалы и инструменты для тестопластики:
- тесто: мука, соль, вода, клей, пищевые красители;
- лак;
- инструменты: скалка, стеки, вилки, расчески, формочки, трафареты, сито, кисти, стакан с водой, пуговицы, бусины, тесьма и др.
Музыкотерапия – использование музыкального материала. Музыка позволяет развивать творческие и коммуникативные способности детей, повышать их самооценку, социальную активность, преодолевать психологическую защиту. Музыка с одной стороны помогает успокоить гиперактивных детей, а с другой – способствует раскрепощению замкнутых и скованных детей. Применение музыкальной терапии помогает ребенку расслабиться, эмоционально раскрепоститься.
Пример эффективных заданий в рамках музыкотерапии:
- «Дирижер». Ребенку предлагается продирижировать под музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки.
- «Спонтанное рисование под музыку». Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Свои ассоциации учащиеся изображают на бумаге, используя карандаши, краски, мелки. Желательно для этого задания использовать яркую, эмоциональную музыку.
Танцевальная терапия – это интеграция эмоционального и физического состояния ребенка с помощью танца. Танцевальная терапия направлена на создание ребенком позитивного образа своего «Я» языком телодвижений, развитие навыков общения. Танец способствует высвобождению избыточных эмоций и чувств, двигательному выражению своего настроения, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии со стороны учащихся. Кроме того, танец – это язык общения. Через совершение телодвижений происходит познание людьми друг друга, формирование отношений между людьми.
Фототерапия – это терапевтическое применение фотографий и слайдов для решения психологических проблем, для развития и гармонизации личности дошкольников. Фототерапия основывается на создании или восприятии фотографических образов и дополняется другим видами творческой деятельности (изобразительное искусство, танец и т. д.). Вариантом задания при фототерапии может служить просмотр слайдов по определенной теме с последующим выражением своего отношения к просмотренному через рисунок или танец.
Куклотерапия – это терапия, которая основывается на использовании кукол как основного терапевтического средства. Куклотерапия помогает ребенку развить коммуникативные навыки, выплеснуть свои негативные эмоции. Куклотерапия предоставляет ребенку своеобразную психологическую защиту, позволяет спрятаться за ролью. При разыгрывании спектакля ребенку кажется, что это не он говорит, действует, а кукла, поэтому и отвечать за содеянное будет не он, а кукла. Происходит проекция, перенос ребенком себя на куклу. Таким образом, куклотерапия позволяет педагогу получить важные диагностические данные о возможностях, интересах, привычках ребенка, его семейной ситуации, о внутреннем мире ребенка, его проблемах. Ребенок же получает возможность проиграть жизненные ситуации, примерить их на себя или, наоборот, со стороны посмотреть них.
Арт-технология предлагает различные формы работы с детьми. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников – пассивную, активную, смешанную формы работы с дошкольниками.
Индивидуальная форма работы предполагает непосредственное взаимодействие педагога и одного воспитанника.
При групповой форме работы дети делятся на группы, которые создаются на различных основаниях.
Коллективная форма подразумевает работу воспитателя со всей группой.
Пассивная форма работы основывается на том, что ребенок использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.
Активная форма предполагает создание детьми своих собственных произведений: рисунков, скульптур, танцев.
Смешанная форма используется, когда ребенок прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т. п.) для создания своих собственных продуктов творчества.
В основе арт-технологии лежит техника активного воображения, которая предлагает дошкольникам возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности.
Основными этапами проектирования арт-технологии являются :
1) диагностический этап;
2) организационный этап;
3) деятельностный этап;
4) этап рефлексии.
Диагностический этап заключается в изучении психологического состояния дошкольников, их интересов, способностей, личностных качеств. На основе результатов диагностики воспитатель выбирает подходящую форму работы, подбирает необходимые материалы.
Перед началом проведения арт-занятия необходимо определить целесообразность использования того или иного арт-приема. На диагностическом этапе важно определить, какую форму работы лучше выбрать, какие создать условия, чтобы достичь максимальной эффективности от проделанной работы.
Цель организационного этапа заключается в сообщении детям информации о теме арт-занятия, цели, задачах, содержании деятельности. В начале арт-занятия необходимо рассказать дошкольникам, в чем будет заключаться их последующая работа, обозначить правила совместной работы (что можно делать, а что нет, какие материалы стоит использовать, а какие нет). Принципиально важным является получение добровольного согласия детей на участие в арт-занятии и установление доброжелательных отношений с воспитанниками, создание атмосферы защищенности, терпимости.
Деятельностный этап позволяет обучающимся проявить себя, свои способности и возможности в непосредственной творческой деятельности.
Основные задачи педагога на данном этапе следующие:
- обеспечение высокой степени эмпатии, обозначение пространственно-временных границ арт-занятия;
- четкое обозначение задания, круга предметов и материалов, которые может использовать ребенок для выполнения поставленного перед ним задания;
- контроль со стороны педагога за ходом выполнения задания с помощью вопросов о том, какие чувства воспитанник испытывает от выполнения творческой деятельности, какие фантазии, образы, идеи возникают в его представлении.
Воспитателю важно провести детальное наблюдение за тем, как дошкольники выполняют поставленное пред ними задание, какие эмоции отражаются на их лицах, какие уточняющие вопросы они задают. Полученная информация будет полезна для подведения итогов арт-занятия.
Этап рефлексии направлен на получение информации о результативности проведения арт-занятия. Воспитателю необходимо создать условия для выражения детьми своих переживаний, чувств, эмоций, которые они испытали при выполнении задания. Итогом данного этапа может быть составление рекомендаций для родителей.
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
2. Кириченко К. В. Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3. Колягина В. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников.
4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий.
5. Понятие, сущность и основная идея арт-технологии в воспитании. - [https://lektsii.org/8-41818.html]
6. Скворцова Т. А. Арт-педагогические технологии в развитии креативности детей дошкольного возраста.