Нина Кимовна Лукшанова
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами театрального искусства
▼ Скачать
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
средствами театрального искусства
Развитие творческого воображения, творческих способностей и совместной творческой деятельности детей дошкольного возраста одна из сложных задач ФГОС. Совместная деятельность детей и педагога направлена на реализацию одного из принципов Стандарта – полноценного и радостного проживания детьми дошкольного детства, на создание в любой дошкольной организации атмосферы творчества и праздника.
Публикация «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами театрального искусства» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.
Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни.
Театрализованная деятельность пользуется у дошкольников неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью. Правильно планировать культурно-досуговую деятельность ребенка уже необходимо в дошкольном возрасте.
У детей с ОВЗ недостаточно развиты зрительная и слуховая память, познавательная деятельность, нарушены звукопроизношение, грамматический строй речи, координация движений и мелкая моторика.
У детей отмечается неуверенность в себе, напряжённое состояние. Я использую такую деятельность, как театрализация, которая стимулирует активные высказывания, интерес детей, координированные движения и мелкую моторику, формирует дружеские взаимоотношения, развивает творческие способности, воспитывает культуру речевого общения, совершенствует все стороны речи.
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности. В развитии творческих способностей детей помогает кукольный театр. Он развлекает детей, дает нравственные ориентиры, развивает детскую фантазию, способность сопереживать, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.
Прежде чем ставить спектакль, объясняю детям, что актёр должен много знать и уметь. Он управляет куклами, он поет, танцует, играет, т. е. действует на сцене как живой актёр. Театральными куклами могут быть не только специально изготовленные куклы, но и любые предметы, сочетание предмета и рук человека, маски и рук, просто руки. В свободной деятельности дети знакомятся с куклами разных систем, учатся различным способам кукловождения : перчаточных, тростевых, кукол-варежек, кукол-клубков. На первом этапе своей работы ставлю следующие задачи: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество. Когда дети накопят определенные знания, приобретут навыки работы с куклой, приступаем к постановке спектакля.
Приемы кукловождения:
• Игры с настольными куклами: резиновые, мягкие, дымковские, бумажные. Ребенок «оживляет» куклу показывая походку, характер, голос, эмоции и т. д.
• Игры с куклами би – ба- бо: дети учатся владеть куклой, рукой.
• Игры с куклами–«перчатки» : ребенок учится владеть пальцами руки оживляя куклу.
• Игры с куклами - «варежка» : дети учатся оживлять куклу владея рукой.
• Игры с куклами «тканевые» : дети учатся владеть своим телом, руками, туловищем, головой, ногами, пальцами рук.
• Игры с куклами «пальчики» : ребенок учится оживлять куклу владея рукой, пальцами рук.
• Игры с куклами «марионетки» : дети учатся рассказывать потешки, импровизировать танцы.
Играя с куклами разыгрываем простейшие сюжеты знакомых сказок, песенок, стихов, отрывков литературных произведений. Работу над спектаклем начинаем с чтения и обсуждения текста. Даем возможность детям проявить инициативу, обсудить характер каждого персонажа. Разучиваем спектакль небольшими фрагментами, не давая детям готового образца для подражания. Ребенок сам выбирает для своего персонажа выразительные средства, движения, жесты, мимику. Текст роли ребенок может импровизировать, основываясь на материале пьесы. Гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества дает положительные результаты. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности. Любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых. Для принятия участия в спектакле дети в детском саду и дома с помощью родителей изготавливают реквизиты, костюмы, элементы декораций, костюмы, афиши и т. д.
Основное внимание уделяется организации игр-драматизаций. Интеллектуально - эмоциональные связи в поведении детей наиболее ярко проявляются в момент принятия ими роли, выполнения собственно- игровых ролевых действий при развитии сюжета. Судьба сказочного персонажа их волнует настолько, что они порой отожествляют себя с ним, ярче воплощают этот образ, его нравственные качества, характер и поведение. Одна из задач игры-драматизации - перенос пережитых детьми чувств в реальную жизнь путем дискуссий, оценочных суждений, поддержки инициативы, изготовления атрибутики, экскурсий, встреч, совместных игр со сверстниками. Это помогает детям справляться с жизненными трудностями, осознать закономерности социальных взаимоотношений и логику человеческих поступков. Именно в творческом театре учат ребенка преодолевать кризисные жизненные ситуации, развивают способность к лучшей адаптации. Ребенок приобретает те навыки поведения, в которых нуждается и освобождается от тех форм поведения, которые его дезадаптируют. Коррекция поведения детей, развитие детского творчества дают ту атмосферу, которая оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка. Используемый мною метод работы с детьми «от декораций до спектакля» является актуальным и позволяет достичь устойчивых результатов в процессе развития детей.
В работе с детьми использую такой метод театрализации как «групповая сценография». В ней в отличие от традиционных актерских игр, принимают активное участие все желающие дети. Нет проблем застенчивых нераскрывшихся детей, каждый включается в силу своих возможностей. Один из приемов этого метода игры – импровизации, которые позволяют сохранить «живое» отношение к действующим лицам, ведь каждому придется пропустить тот или иной образ через себя, взглянуть на события со своей точки зрения. Каждая игра импровизация будет раскрывать все новые и новые возможности ребенка, не снижая его творческой активности. Постановка сказки-импровизации в психологическом смысле эффективна: актеры, не зная как повернется сюжет, вынуждены постоянно удерживать внимание. Ведущий сознательно зашифровывает в сказке проблемы и варианты их разрешения. Такая форма сказки очень гибкая: ведущий в процессе постановки может менять сюжет в зависимости от состояния участников. Такой прием позволяет регулировать поведение актеров в случае необходимости.
Игры театрализации помогли детям общаться друг с другом, вести диалог, поддерживать контакт с окружающим миром. У детей увеличилась речевая активность, закрепилось правильное звукопроизношение, ярче стала интонационная окрашенность речи. Дети научились входить в образ сказочного героя, передавать его эмоциональное состояние жестом, мимикой словами. Жизнь воспитанников стала интересной и содержательной, наполнилась яркими впечатлениями, радостью творчества.
Используемая литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Методические рекомендации, «Сфера»,2009 г.
2. Грачева Т. А., Деркунская В. А. Театрализованный проект в развитии эмпатии старших дошкольников, 5-7 лет, ФГОС, С-П, «Детство-Пресс», 2017 г.
3. Доронова Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет в соответствии с ФГОС. «Линка-пресс», 2014 г.
4. Дерягина Л. Б. Театрализованная деятельность в ДОУ, С-П, «Детство-пресс», 2015 г.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. «Сфера»,2001 г.
6. Мерзлякова Светлана. Театрализованные игры, М. «Обруч», 2012 г
7. Резцова С. В. Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений. ФГОС ДО. В помощь педагогу ДОО. Художественно-эстетическое развитие детей 4-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2015 г.
8. Сорокина Н., Миланович Л. Куклы и дети. М., «Обруч», 2012 г.
9. Улашенко Н. Б. (сост.) Организация театрализованной деятельности. Подготовительная группа. 2009 г.
10. 10. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. М. «Мозаика-синтез». 2010 г.