Анна Сидоренкова
Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства Воронежского края.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей — одна из главных задач дошкольной педагогики.
Публикация «Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства Воронежского края,» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо. Но отношение к художественному творчеству зачастую отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту — рисунку. Тем самым осуществляется неоправданное суждение о творческом потенциале ребенка, т. е. творческие способности приравниваются к художественным. Что в свою очередь приводит к тому, что уже в детском саду изобразительную деятельность относят к узкоспецифической.
Новые образовательные программы и психолого-педагогические технологии ориентируют специалистов дошкольных учреждений и системы дополнительного образования на введение в учебно-образовательный процесс приоритетного направления, связанного с развитием художественно-творческих способностей детей.
Данную проблему раскрывают на страницах журналов “Дошкольное воспитание”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, “Вопросы психологии”, “Детское творчество”, в частности автор И. Аюева в статье “Воспитай личность” говорит о том, что необходимо предоставлять свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Большую роль в формировании художественно-творческих проявлений ребенка она отводит педагогу, который вводит ребенка в “большое искусство”, становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Создание соответствующих педагогических условий развития и формирования детского художественного творчества, усвоение детьми под руководством взрослых художественного опыта, обучение их приемам творческих действий, в том числе и подготовка руки к рисованию и письму всегда являлись и являются гарантом творческого развития ребенка.
Проблема освоения воспитанниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в педагогическом процессе. Педагоги дошкольного образования решают эту проблему, обращаясь именно к традиционному народному наследию. Пути организации такой работы предлагают программы: О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Кулолаевой «Золотые зернышки», основой которых являются культурные ценности народа России.
Присвоение родной культуры – важная задача развития ребенка и составляющая процесса патриотического и духовного воспитания. Психофизическое благополучие детей достигается общей культурой воспитания через эмоционально обогащенную окружающую среду, построенную на лучших традициях народной педагогики и фольклора.
Программа Князевой, Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является наглядным пособием для каждого воспитателя.
В основу данной рабочей программы заложено «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа «Истоки» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей.
Наша страна принадлежит к числу немногих мировых держав, которые наряду с развитием технического прогресса, сумели не растерять исторические традиции и стилевые особенности своих народных художественных промыслов.
Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства, является одной из форм ознакомления детей с историческими традициями и особенностями народных художественных промыслов.
Региональный компонент развивает интерес к жизни и творчеству людей ведущих быт на нашей земле, за долго до нашего появления, а также к фольклору.
Воронежский край богат изделиями художественных промыслов из керамики, дерева, лозы, войлока, шерсти. Было бы неосмотрительно не затрагивать тему регионального компонента с детьми подготовительных групп. Вашему вниманию предлагаем рассмотреть самые известные и самобытные промыслы Воронежской области.
Арефьевский потешный промысел. Назван в честь ныне здравствующей воронежской мастерицы глиняной игрушки Галины Арефьевой. Она посвятила свою жизнь изучению традиций Воронежского края, в частности, изготовления глиняных игрушек.
Художественная ручная вышивка. Традиционно популярный вид рукоделия русских женщин. Особенно в Воронежской области славится своими вышивками Острогожский район. Здесь создан и работает Дом ремесел «Острогожские узоры».
Художественное лозоплетение. Этому искусству тоже обучают в «Острогожских узорах» доме художественных ремесел.
Глиняная игрушка-свистулька. Традиционный промысел юга (Калачеевский район) Воронежского региона.
Карачунская игрушка. Глиняная народная игрушка, традиционная для Рамонского района Воронежской области.
Народная кукла. Лоскутное шитье. Продолжатель этого народного искусства - Лариса Курова - живет в Воронеже. Она работает в традиционной технике и обучает этому своих учеников. Ее работы отличаются высочайшим художественным вкусом и неоднократно представляли Воронежскую область на разного рода конкурсах декоративно-прикладного творчества, как всероссийских, так и международных.
Художественная роспись по дереву. Самый яркий представитель этого вида изделий - знаменитая воронежская матрешка особой каплевидной формы, «одетая» в самобытные, тщательно и до мельчайших деталей воссозданные, народные костюмы Воронежской губернии.
Воронежская матрешка была неоднократно и по достоинству оценена на многих конкурсах и выставках самого разного уровня, в том числе и международных.
Это интересно: До сих пор точно не известно, почему куклу стали называть матрешкой. Самой распространенной является версия, что игрушка названа женским именем. Но и здесь единого мнения нет: одни историки считают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, а другие – от женского имени Матрена, Матреша.
Двухфигурная сюжетная керамическая игрушка-свистулька. Еще одна оригинальная глиняная игрушка Острожского района. Воссоздана традиционная форма этой игрушки, ее материалы, технология изготовления, инструменты для декорирования.
Рамонская свистулька
В глубокой древности простые глиняные свистульки изготавливали, чтобы задобрить духов - хранителей человека, оберегать жилище, приумножать урожаи. Позже свистульки превратились в детскую игрушку, в своеобразный музыкальный инструмент.
Воронежский народный костюм
У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Она зависела от климатических условий той местности, где жил данный народ, от того, чем этот народ занимался.
Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. А черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизировал еще и чернозем.
Любой русский народный костюм непременно был украшен орнаментом: повседневная одежда в меньшей степени, а вот праздничная обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками. В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно-геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни.
Выводы. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, для развития творческих способностей детей необходимо использовать регионального компонент декоративно-прикладного искусства. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства, но самое главное ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т. п. Из всего этого следует вывод о необходимости целенаправленного обучения в освоении богатого художественного опыта под руководством методически грамотных воспитателей, педагогов, психологов.
Литература:
1. Воронежский краеведческий сборник. Из истории культуры края / Сост. А. И. Гайворонский. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 1985. – 201 с.
2. Губанова Е. Воронежская глиняная игрушка : прошлое, настоящее, будущее / Е. Губанова // Народное творчество. – 2008. - № 2. – С. 37- 39.
3. Губанова Е. Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе / Е. Н. Губанова. – Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120 с.
4. Ильинский Н. В. Рамонь / Н. В. Ильинский. – Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 111 с.
5. Мастера художественных ремесел Воронежской области / Сост. Н. П. Красикова, Е. Г. Матвеева. – Воронеж : Центр духовного возрождения Черноземного края, 2004. – 96 с.
6. Матвеева Е. Воронежская матрешка. Воронежский костюм. Воронежская роспись / Е. Матвеева //Народное творчество. - 2007.- №2.- С. 26-27.
7. Фролова Г. Лозоплетение в Новой Усмани / Г. Фролова // Народное творчество. – 2010. - № 4. – С. 30.