Елена Сергеевна Гришанина
Педагогические возможности декоративно-прикладного искусства в развитии цветового восприятия старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте дети уже осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание,учатся пришивать детали ткани, создавая не только плоскостные, но и полуобъемные поделки (подкладывая вату между деталью и основой). Содержание поделок продолжает расширяться. Создаются сложные узоры из растительных и геометрических форм, используется большее количество деталей. Выполняются сюжетные многослойные поделки из ткани, бумаги, сухих листьев. Здесь последовательность расположения форм строго определена. Сначала оформляется общий фон (море, земля, небо, затем добавляются предметы заднего плана, среднего, переднего (все последовательно). Дошкольники уже могут попробовать выполнить эскиз карандашом перед тем, как начать работу.
Публикация «Педагогические возможности декоративно-прикладного искусства в развитии цветового восприятия старших дошкольников» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Прикладное искусство, бытующее в различных формах и видах, является одним из средств развития цветового восприятия. И наиболее эффективна его особая часть - декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая составляющая художественной культуры.
Грибовская А. А. пишет, что «народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Это даст возможность украшать интерьеры групп и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях. Все предметы декоративно-прикладного искусства должны храниться в шкафах педагогического кабинета. Они распределяются по промыслам и постоянно пополняются новыми предметами. Для детей младших групп нужно иметь точёные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Для средней группы нужно иметь семёновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка. Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная. Педагоги Н. С. Карпинская, Н. П. Сакулина, А. П. Флерина отмечают, что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые образные представления о русской культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру пре-красного. Образно-эмоциональное отражение мира составляет специфику народного искусства. Благодаря такому своеобразию, оно оказывает сильное воздействие на ребенка.
В трудах З. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасовой и др. исследователей отмечается близость, даже определенная родственность мироощущения и отражения его в творчестве у народных мастеров и у детей (и дошкольного возраста, и младших школьников).
Декоративность, красочность образов, особое чувство ритма, обобщенная пластика форм и орнамента становятся критериями этой близости. Методическое значение декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали исследователи детского изобразительного творчества Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, А. П. Усова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова и др.
Особая роль в декоративно-прикладном искусстве отводится цвету. Узоры, декоративные композиции по-разному проявляют себя в цветосочетаниях. Для орнаментов разных народов характерны различные цветовые особенности. Знакомство с цветовым решением (колоритом) декоративных композиций способствует развитию у детей чувства цвета.
Дети, осваивая понятия «образ», «колорит», «нюанс», «цветовые акценты», создают алгоритм образного восприятия, в котором цвет выступает как система. Ребенок реагирует на визуальные проявления цвета и способы гармоничных цветовых отношений Через знакомство с произведениями прикладного искусства (Дымка, Гжель, в ходе художественной деятельности дети осваивают такие понятия как светлота, насыщенность, цветовой тон, изучить характеристики про-странства и света в контексте учебной задачи, освоить основы колористического видения.
В теоретическом плане осваиваются: основы цветоведения, знакомство с цветовыми системами; собственные качества цвета (светлота, насыщенность, тон, теплые и холодные цвета, выступающие вперед и отступающие, легкие и тяжелые, звонкие и глухие; теория контрастов, сильные и слабые контрасты, первичные и вторичные, примеры применения законов цветоведения в творчестве народных умельцев.
Яркие цветовые впечатления производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи, узоры из цветов, растений и птиц на северных прялках, семёновская расписная матрёшка.
В работе с детьми широко применяются различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, береста, цветная керамическая и кафельная плитка, глазури для росписи, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель. Эти материалы позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, цветовое восприятие детей при применении декоративно-прикладного искусства развивается в разных направлениях:
- в предварительном создании эскизов на бумаге;
- продумывании элементов узора;
- в расположении их на объемах;
- в создании предметов декоративного характера;
- умения найти способ изображения и оформления предмета;
- в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Используются при обучении декоративно-прикладному искусству методы наблюдения за природой, так как они являются базой для восприятия и по-нимания цвета, для настоящей эмоциональной отзывчивости на их воплощение в произведениях искусства, (в узорах присутствует растительный орнамент – зеленые веточки, листочки; красные ягодки, такие наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям – понять истоки творчества народных художников. Полезно организовать рисование детьми хохломских узоров на основе восприятия предметов народного искусства на плэнере, среди настоящих луговых трав, рябинок и т. д.
Метод обследования или рассматривания образцов народного творчества. Рассматривая образцы декоративно прикладного искусства выделяются главные его элементы: его цвет, узор, последовательность, но можно рассмотреть несколько предметов, останавливая внимание детей только на цвете.
Также в обучении декоративному рисованию используется образец (информационно-рецептивный метод). Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е. И. Ковальской. Педагог использует свой образец, потому как узоры в предметах искусства сложны для старших дошкольников (их элементы, композиция, а изделий, имеющих простой узор очень мало, поэтому в своих образцах педагог представляет в простом виде элементы композиции или узора. Образец выполняется в стиле той или иной росписи народного декоративно-прикладного искусства.
Работа может быть выполнена точно по образцу (образец прямого следования); можно закончить образец по точкам (неоконченные образцы); или придумать элементы самим, используя уже знакомые стили в росписи.
К примеру, в круге изображен узор - в его середине какой-то элемент (ромашка в стиле городецкой росписи). Детям предлагается воспроизвести эту часть узора по образцу, а остальную часть узора придумать самим,используя стиль той же росписи. Это является уже частично-поисковым методом. Еще используется так называемый вариативный (примерный) метод - даны образцы в которых показаны несколько способов решения одной задачи. Например, один и тот же узор в разных цветовых сочетаниях, дети выполняют тот же узор, но цветовое решение делают свое.
Также представлена и композиция:все элементы и цвет одинаковы на образцах, но композиции разные.
Этот метод входит в структуру репродуктивного и организует деятельность детей на вариативном уровне. В этом случае репродуктивный и частично поисковый метод очень близки.
Очень помогает детям в процессе работы образец, который поэтапно показывает всю последовательность действий при рисовании узора. От того, какие элементы и каким цветом будут изображены сначала, а какие потом, зависит аккуратность и выразительность декоративного рисунка.
Все перечисленные методы и приемы использовались на занятиях в разных сочетаниях, соответствуя поставленным целям и задачам.
Лучше всего использовать такие методы и формы работы с детьми как экскурсия на соответствующее производство (в художественную мастерскую). Наблюдая за тем, как на простой невзрачной заготовке расцветают «волшебные» цветы или «прилетают» райские птицы, ребенок попадает в сказку декоративного творчества.
Больше всего детей привлекает чистый, яркий и сочный цвет расписных предметов, им понятны простые элементы росписи (колечки, точки, мазки, полоски, поэтому педагог ориентируется на возможности детей при выборе композиций и элементов узора. У старших дошкольников это - волнистая линия, дуги, точки, цветы. ягоды, листочки, дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит). Если возможности провести экскурсию нет, можно организовать вы-ставку народных мастеров в дошкольном учреждении, или чтение литературы или рассказ, которые раскроют в доступной и интересной форме кусочек информации о декоративном промысле старшим дошкольникам.