Лариса Казанцева
Развитие творческих способностей детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, через музыкальное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Я бы хотела с Вами поделиться своим опытом работы в данном направлении. И рассказать о музыкальных занятиях, которые заключается в том, что они позволяют каждому ребёнку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, слушать музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное учреждение посещают и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно нуждаются в коррекционном музыкально-эстетическом воспитании. Значимость музыкально-эстетического развития для становления личностных качеств ребёнка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно - ритмических занятий ребёнок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий. Очень трудно найти тропинку к его сердцу, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности.
Имея большой практический опыт педагогической работы в дошкольном учреждении, я считаю, многие проблемы воспитания, и обучения детей помогает решить музыка, и хочу поделиться опытом работы.
Наблюдая за детьми, я выделила основные проблемы, свойственные детям:
-непроизвольность движений;
-страх посещений нового места;
-трудности при общении с новыми людьми;
-расстройство речевой функции или отсутствие речи;
-необщительность, безынициативность;
-проблемы с памятью и устойчивостью внимания у дошкольников.
Цель: организация эмоционального благополучия, направленной на преодоление различных отклонений в развитии ребёнка, через музыкально-эстетическое развитие, музыкально-творческого воспитания, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности.
Задачи:
создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающее эмоциональное благополучие;
развивать вокальные задатки ребёнка;
развивать навыки основных и танцевальных движений;
приучать ребёнка вслушиваться в звучание мелодии аккомпанемента и эмоционально реагировать на них;
коррекция общих мелких движений с детьми ОВЗ;
развитие координации «речь-движение» с детьми ОВЗ.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, даёт положительный эмоциональный настрой, она организует детей, заражает их своим настроением.
Для каждого возраста разработано календарно-тематическое планирование и музыкальные занятия по музыкальному воспитанию.
С детьми на начальном этапе проводятся упражнения на развитие чувства ритма, используя простейшие музыкально-дидактические упражнения; «Три медведя», «Веселые подружки», «Катюша учит танцевать», «Послушай, запомни, повтори», и т. д. Также дети развивают чувства ритма исполняя, простейшие попевки, песенки, музыкально – ритмические и танцевальные упражнения, как в группах так и индивидуально.
Потом закрепляют свои способности в более сложных музыкальных видах деятельности; игре в детском музыкальном оркестре исполняя не сложные партии, исполняют музыкально – ритмические движения и танцы. Может даже являются и солистами.
Музыкальные занятие составлялись с учётом коррекционно-развивающей работы, подбирались индивидуально для каждого ребёнка и для подгруппового занятия.
Занятие включает в себя различные логоритмические упражнения, песенки-распевки (обращая внимание на произношение каждого звука индивидуально, включается артикуляционная и дыхательная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, активно применяю пальчиковые игры, речевые игры, музыкально-ритмические упражнения необходимые в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков.
Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты. Дети стали меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал образовательной программы.
Успех проводимой музыкально-оздоровительной работы зависит и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу стараюсь доносить информацию через папки-передвижки, консультации для родителей, на праздниках, развлечениях даю возможность выступать всем детям без исключений.
Родители охотно принимают участие в разных мероприятиях. Использование корекционно-развивающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-эстетической работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка.
Была рада поделиться с вами своими наработками по данной теме.
Казанцева Л. А.