Анжелика Тепликина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит и слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
Работая воспитателем, я убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит детям большую радость. Раньше я, как и многие педагоги–дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов рисования. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей детей. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным и продуктивным.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает или волнует ребенка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер и индивидуальность. С помощью нетрадиционных техник рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Кроме этого нетрадиционное рисование позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей, ведь ребята, пришедшие в детский сад, не владеют навыками рисования.
Таким образом, возникла необходимость создать педагогические условия для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования, которые стимулировали бы творческий потенциал детей, развивали их художественно – творческие способности.
Созданный опыт работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник рисования, дает возможность показать ребенку как легко и интересно рисовать, используя при этом знакомые предметы, создает предпосылки для формирования изобразительной деятельности у детей, развивает творческие способности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками с учетом возрастных особенностей детей.
На занятиях по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник ребенок учится обдумывать свою работу, подбирает необходимый материал, продумывает оформление и прием изготовления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность,
Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Так же важную роль в творческом развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. В центре искусства, обязательными являются материалы, активизирующие творческую и познавательную деятельность дошкольников. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом, творить, фантазировать. В сочетании с традиционными материалами подобран разнообразный нетрадиционный изобразительный материал:
- ватные диски и ватные палочки, поролон и губки, штампики, природный материал, соль, крупы, песок и крахмал, трубочки для коктейля, вата, пуговицы, втулки, бутылки, зубные щетки и свечи.
В работе используем гуашь, акварель, восковые мелки, цветную и мятую бумагу, картон, салфетки. Использование разных материалов в работе с дошкольниками позволяет нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе и своих силах.
Обучение детей применять на практике нетрадиционные изобразительные техники происходит на основе следующих принципов:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной изобразительной техники к более сложным техникам;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению сюжетов нетрадиционной техники рисования;
- от использования готового оборудования, изобразительного материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;
- от применения в рисунке одного вида нетрадиционной изобразительной техники к использованию смешанных нетрадиционных техник изображения.
Так как я работаю с детьми первой младшей группы, то им еще необходима помощь при выполнении своих работ. За пол года мы познакомились со многими техниками нетрадиционного рисования :
Рисование пальцами, ладошкой, ватными палочками и вилкой, отпечатками (листьями, овощами, фруктами, бутылкой, губкой и мятой бумагой, штампиками, мыльными пузырями, рисование на манке, на песке и цветной солью, втулкой с использованием других техник (ватной палочки, щетки и зубочистки, втулкой, пакетом и ватной палочкой, рисование целлофановым пакетом, по воде, на крахмале, рисование объемными красками и ледяными мелками, свечой и коктейльной трубочкой, рисование мыльными руками на зеркале, рисование натуральными природными материалами (соком смородины) и набрызгом зубной щеткой, так же использовали такие техники как пластилинография, ниткография, кляксография с использованием пипетки, монотипия, граттаж (процарапывание на готовой бумаге и сделанной самостоятельно, ну и конечно же на снегу.
В обеспечение реализации творческого развития воспитанников я использовала разнообразные методы и формы:
(Наблюдение, демонстрация, объяснение, рассказ, беседа, игровые упражнения и элементарные опыты. Велась индивидуальная работа, фронтально – индивидуальная и фронтальная).
Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей, воспитателей и иных работников организации.
Поэтому одним из важных моментов в развитии детей является работа с родителями. Тема нетрадиционных изобразительных техник очень родителей заинтересовала, они с удовольствием приносят различный материал для рисования, рассматривают готовые работы детей. Им были предложены консультации, картотеки и выставки рисунков, проведены беседы.
В работе с родителями воспитанников по проблеме развития детского творчества, использую активные формы: папки-ширмы, почта доверия, круглый стол. Постоянно оказываю консультативную помощь родителям по проблеме, подобрала тематику общих и индивидуальных консультаций. Следует отметить, что организация работы по развитию творческих способностей дошкольников позволила активизировать творческий потенциал детей : выполняемые детьми рисунки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе рисования изделий из различных материалов, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты своего творчества в игровой, театральной деятельности в группе.
Положительным результатом в своей работе я считаю участие детей в конкурсах победителями которых они являются.
Сделав вывод, в дальнейшем работу в этом направлении планирую продолжить.