Людмила Радец Сидоренко
Развитие творческих способностей детей посредством развивающих игр Б. П. Никитина
▼ Скачать + Заказать документы
Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, продемонстрировали, как помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
В I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.
Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством развивающих игр Б, П, Никитина» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.
Основные принципы своей методики авторы определяют следующим образом.
Во-первых, свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков.
Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме.
В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста.
Главное их отличие – это многофункциональность и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда систематизировать и комбинировать любой материал.
Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.
Вот несколько примеров самых популярных игр.
Рамки и вкладыши
Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал, прямоугольник и так далее. Здесь ребенок учится узнавать, называть и вставлять фигуры-вкладыши в рамки.
Сложи квадрат (2-4лет, 4-6лет)
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Игра имеет три категории сложности. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.
Дроби
Возраст для начала этой игры указан разный, от 3 до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. При помощи этой игры ребенок приобретает представление о дробях и их соотношениях.
Уникуб
Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
И, наконец, кубики «Сложи узор». О них я хочу рассказать чуть подробнее.
Сложи узор (2-10 лет)
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков.
Все грани кубика раскрашены по-разному. Четыре грани одноцветные: белая, красная, синяя, желтая. Две - двухцветные: белая с красным и синяя с желтым.
Это позволяет составлять из них 1, 2, 3-х и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
Возрастная группа от 1,5-10 лет.
Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет.
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
2. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют.
3. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.
Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается абстрактное и творческое мышление, внимание, воображение, мелкая моторика, способность детей к анализу и синтезу.
Никитин считал важным «Не давать детям информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята открывали новые знания», которые способствуют развитию логического мышления, создают благоприятные условия для формирования ценного качества как – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным (вы увидите это, играя с малышом) — резкий скачок в уровне сложности.
Правила, которых необходимо придерживаться во время игры.
1. Всегда радоваться любым успехам ребенка, но не переусердствовать.
2. Ни в коем случае не принуждать играть, дожидаться момента, когда малыш сам захочет поиграть.
3. Никогда не делать ребенку обидные для него замечания, чтобы не вызывать у него неверие в самого себя и свои силы.
4. Никогда не выполнять задания за ребенка и не подсказывать ему. Он не должен выполнять задания для того, чтобы посмотреть, как оцените его вы.