Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей через работу с бумагой.

Людмила Кошкина
Развитие творческих способностей детей через работу с бумагой.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей детей через работу с бумагой.

Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд – даже самый грубый –

возвышается до творчества.

М. Горький.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого.

Публикация «Развитие творческих способностей детей через работу с бумагой,» размещена в разделах

Результат деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Продукты детского творчества играют огромную роль для развития личности самого ребёнка.

Психологи и педагоги, говоря о детском творчестве, выделяют его специфические особенности:

- новизна открытий детей субъективна;

- процесс создания продукта иногда доставляет ребёнку большее удовольствие, чем сам результат;

- осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность детей, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но часто приводящее к положительным результатам.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов детей, что вполне естественно в их возрасте. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. Только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Следует заметить, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, которые и составляют основу творчества.

Анализируя содержание программы «Радуга», я выяснила, что одной из главных целей дошкольного образования является развитие творческих способностей детей. Для реализации данной цели в своей работе предусматриваю решение следующих задач:

- формировать у детей навыки управления процессами творчества;

- развивать фантазию дошкольников;

- обучать детей пониманию закономерностей;

- формировать у дошкольников навыки решения сложных проблемных ситуаций;

- развивать логическое и образное мышление детей;

- развивать самостоятельность и свободное поведение дошкольников (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определение собственной задачи и способов её решения).

Как показывает практика, активному развитию детского творчества способствуют разные виды продуктивной деятельности и рукоделия, предусмотренные программой дошкольного образования: лепка, техническое и художественное конструирование, моделирование, вышивание, вязание крючком, работа с тканью и т. д.

Наибольшее внимание в своей работе я уделяю развитию творческих способностей детей средствами художественного конструирования.

На основании анализа литературных источников по обучению дошкольников конструированию выделяю следующие формы организации обучения этому виду продуктивной деятельности:

- конструирование по образцу, при котором обеспечиваю прямую передачу детям готовых знаний и способов действий;

- конструирование по модели, при котором предлагаю детям определённую задачу, не указывая способа её решения;

- конструирование по условиям, при котором предполагаю предлагать детям задачи конструирования через условия, не давая способов их решения (данную форму организации обучения планирую использовать для детей более старшего возраста);

- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, где моделирующий характер самой деятельности, в которой воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования, начинаю активно использовать в своей практике;

- конструирование по замыслу, при котором детям предоставляется свобода выбора объекта и способа конструирования, широко использую в свободной деятельности дошкольников на основе полученного багажа знаний на занятиях;

- конструирование по теме, при котором детям предлагается общая тематика конструкций, где они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения, использую на занятиях обобщающего вида по какой-либо теме;

- каркасное конструирование, при котором предполагается первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном изделия и последующая демонстрация педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции, в практике своей работы использую недостаточно.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию в большей или меньшей степени оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

В работе по развитию творческих способностей детей особенно важна роль педагога. Как показал опыт, дошкольники сами ещё не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому я стараюсь разъяснить детям смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь оценить уровень предложенных решений. Кроме того, проявляю доброжелательность и терпимость к творчеству каждого ребёнка, пытаюсь принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты творческих решений, которые на первый взгляд кажутся абсурдными или невероятными.

Художественное конструирование предполагает два вида деятельности: работу с бумагой и работу с природным материалом. Исходя из интересов детей и уровня собственных знаний, значительную часть учебного времени я уделяю работе с бумагой.

Бумага – это наиболее простой, доступный и легкообрабатываемый материал, но при этом заключающий в себе удивительные возможности для творчества.

В литературе по рассматриваемой теме я обратила внимание на разные техники работы с бумагой : сминание, разрывание, разрезание, сгибание, которые использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.

Для полноценного развития творческого художественного конструирования из бумаги акцентирую своё внимание на соблюдении следующих условий:

1. Использование разных техник, начиная с более простых её видов (сминание, разрывание).

2. Формирование у детей обобщённых способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура).

В целях реализации последнего, прежде всего, необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатываем сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем я демонстрирую этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее даю возможность детям самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря такой работе дошкольники становятся способными к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.

На основании анализа литературных источников по теме выделяю следующие направления работы с бумагой :

- бумажная мозаика;

- конструирование из бумаги;

- папье-маше;

- киригами;

- оригами;

- квиллинг или бумажная филигрань

- бумажная скульптура;

- бумажные цветы и т. д.

Я считаю, что из всего перечисленного большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами.

Техника оригами (получение поделок из бумаги путём её многократного сгибания в разных направлениях) пришла к нам из Японии. И в настоящее время в этой стране данное искусство продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие там считается лучшим подарком.

В других странах мира, в том числе и в России, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему. Техника оригами отличается большой трудоёмкостью, требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определённого их порядка.

Детальное изучение искусства оригами показало мне, что в нём хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере, размышление и фантазия, быстрый результат и творчество. Все предлагаемые модели легко изменить (усложнить или упростить) – в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Если вначале складывание из бумаги опирается на все каналы восприятия, то затем постепенно переходит к более сложным формам: самостоятельному складыванию по схеме, складыванию на основе зрительной демонстрации («Игра в молчанку», складыванию по словесному описанию.

При планировании работы с детьми в технике оригами я решаю следующие задачи:

- научить детей конструировать по типу оригами, используя графический язык;

- развивать эстетическое восприятие, умение компоновать готовые оригами в панно, учить созерцать красоту и наслаждаться ею;

- расширять представления детей о разнообразии животного и растительного мира, активизировать их познавательную и речевую активность;

- воспитывать у детей внимание, собранность, дисциплинированность, уверенность в своих силах и способностях, коммуникативность;

- развивать творчество, инициативу, самостоятельность;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, точность движений.

Работу по обучению детей искусству оригами организую с учё том следующих основных принципов:

- уважение к достоинству и личности ребёнка;

- опора на имеющийся опыт детей;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- сотрудничество детей друг с другом и с педагогом;

- создание условий для творческих проявлений детей.

Как и в любой другой деятельности, в работе с бумагой нельзя обойтись без анализа: без этого дети не научатся отличать оригинальное от посредственного, видеть в изделиях недостатки конструкции, сказывающиеся на её прочности или достоинстве. При анализе детских работ стараюсь проявлять внимательность, заинтересованность, понимание, такт, терпимость.

Из опыта моей работы с уверенностью могу сказать, что у тех людей, кто занимается оригами, повышается внимание, собранность, дисциплина, появляется уверенность в своих силах и способностях.

«Умей занять детей – вот единственное правило дисциплины», - сказал А. В. Луначарский. Важно занять детей работой, соответствующей их природе, и сама разрушительная энергия сублимируется в созидательную энергию.

В своей работе я придерживаюсь строгой последовательности: от плоскостной формы к объёмному художественному образу. Использую поэтапную систему обучения детей :

1. Вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек.

2. Постановка перед детьми задач проблемного характера, требующих соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст, либо трансформированного (старший возраст, что обеспечивало их обобщение.

3. Самостоятельное конструирование по замыслу.

Такое обучение, построенное по принципу «от общего к частному», обеспечивает переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.

В младшем дошкольном возрасте совместно с детьми я провожу большую подготовительную работу, которая включает в себя:

- сбор материала и оформление коллекции «Виды бумаги»;

- выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства бумаги;

- выполнение упражнений, позволяющих производить простейшие преобразования бумаги (сгибание, разгибание, смятие и т. д.);

- знакомство с искусством оригами:

получение сюрпризной посылки;

чтение «Сказки о весёлом человечке».

В среднем дошкольном возрасте предлагаю детям плоскостные модели для изготовления, руководствуясь их возрастными особенностями.

Моторика движений рук детей ещё недостаточна для создания моделей оригами. С целью её совершенствования я провожу пальчиковые игры и изготовление изделий в технике бумажной мозаики.

В старшем возрасте умственная работоспособность дошкольника заметно повышается, за счёт чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщённых знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. На этом этапе предлагаю детям изготовление объёмных моделей из бумаги. Проведение пальчиковых игр также играет важную роль в развитии моторики рук. В этом возрасте я использую в работе операционные карты, чертежи, схемы. Данная работа требует индивидуального подхода, больших затрат времени и сил на усвоение специальных символов, раскрывающих поэтапный процесс изготовления какой-либо модели. Легче других детям даётся работа с операционными картами.

Ни для кого не секрет, что неотъемлемой частью дошкольного детства является игровая деятельность. Не наигравшийся в детстве ребёнок обязательно восполнит этот пробел, но уже в более зрелом возрасте. И не факт, что это упущение пойдёт на пользу окружающим. Поэтому в детском саду в любой из режимных моментов включаю элемент игры или игровой приём.

С целью поддержания интереса к занятиям оригами я широко использую:

- инсценировки с персонажами, сделанными руками детей;

- грамоты для детей за лучшее выполнение модели или другие виды материальных и моральных поощрений;

- оформление в группе «Уголка оригами»;

- оформление для родителей стенда «Чудо-зверь» в нашей группе.

Работа с бумагой в технике оригами дала определённые результаты для развития творческих способностей детей :

- возрос интерес детей к конструктивной деятельности;

- у большинства детей увеличился объём произвольной памяти и внимания;

- дети научились работать по операционным картам;

- бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия;

- дети получают возможность получить быстрый и качественный результат своей работы;

- выполняемые изделия находят широкое применение в жизни.

Хочется надеяться, что ребёнок, создающий красоту своими руками, никогда не станет разрушителем в будущем!

Помимо достигаемых результатов, в моей работе встречаются и трудности:

- выполняемые изделия не отличаются особой прочностью, что отрицательно сказывается на эмоциональных проявлениях детей;

- бывает сложно удержать интерес воспитанников группы к занятиям оригами;

- большой объём времени предполагают занятия оригами в свободное время детей.

В дальнейшем мне бы хотелось освоить с детьми подготовительной к школе группы технику бумажной филиграни - квилинга – искусства украшения витиеватыми кружками и завитками предметов интерьера и одежды.

Я планирую привлечение родителей к изготовлению изделий в технике оригами совместно с детьми. Данная работа будет способствовать более тесному сотрудничеству семьи и детского сада.

Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди стремились украшать свои культовые и бытовые предметы. Для эстетического оформления изделий использовались как природные материалы (камень, глина, дерево, кость, самородные материалы, так и изобретённые человеком (сплавы металлов, бумага, текстиль и др.).

Ещё в начале века, анализируя мировой педагогический опыт, А. В. Луначарский сделал вывод: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение, музыка и ручной труд – отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни; трудовое и научное образования, лишённые этого элемента, были бы обездушенными, ибо радость в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки».

Список литературы.

1. Быстрицкая, А. И. Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 128с. ISBN 978-5-8112-3434-9.

2. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 48 с. ISBN 978-5-296-01044-5

3. Кобитина, И. И. Работа с бумагой : поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 128с. ISBN 5-89144-063-6.

4. Кошелев, В. М. Художественный и ручной труд в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / В. М. Кошелев. – М. : Просвещение, 2001. – 48с. ISBN 5-09-010019-5.

5. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 240с. ISBN 978-5-89144-859-9.

6. Сарафанова, Н. А. Подарки к праздникам. М. : Мир книги, 2004. – 368 с. ISBN 5-8405-0746-6.

7. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / [Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; сост. Т. Н. Доронова]. – М. : Просвещение, 2006. – 191 с. ISBN 5-09-014731-0

8. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / [Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; сост. Т. Н. Доронова]. – М. : Просвещение, 2006. – 191 с.

9. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / [Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; сост. Т. Н. Доронова]. – М. : Просвещение, 2006. – 191 с.

10. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1991. – 112 с. ISBN 5-09-001673-2.

11. Урадовских, Г. Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги // Дошкольнольное воспитание, № 11, 2004. – с. 2-12.

12. Материалы из опыта работы О. А. Кушковой.

Справедливости ради, следует отметить, что в дошкольном возрасте отводится недостаточно времени на предметы эстетического цикла, чем хотелось бы. Анализируя образовательную программу «Радуга» по разделу «Конструктивная деятельность», я сделала вывод, что в его содержание входит достаточно большой объём видов работы, но существует сложность в распределении учебного времени, отводимого на занятия этим видом деятельности. Чем старше ребёнок, тем больший удельный вес приобретают занятия по развитию речи, формированию математических представлений, познавательного цикла. Признавая на словах необходимость игрового и трудового познания мира, многие «инноваторы» начинают с конца – с «формирования» и «развития» понятийного мышления. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Такое однообразное, «шаблонное» повторение одних и тех же действий снижает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. А ведь творчество – всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению жизненно-практических задач.

Тема педагогического опыта Развитие творческих способностей детей через работу с бумагой.

Источник изменений Приоритетное направление деятельности детского сада – художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Противоречия между умениями и уровнем развития творческого мышления в отношении к создаваемым объектам, между личностными знаниями, не вошедшими во внутреннюю систему ценностей.

Воспитание у детей эстетического вкуса, чувства прекрасного, аккуратности, трудолюбия, ответственности.

Прогнозирование модели выпускника детского сада – человека высокой культуры.

Изменения в творческом просвещении родителей. Вовлечение родительского сообщества в совместную работу по воспитанию детей с целью развития их творческих способностей.

Педагогическое просвещение родителей через средства наглядной агитации, выставки совместного творчества детей и родителей, воспитателя с детьми.

Создание единого образовательного пространства в области эстетического воспитания через художественное конструирование – «Детский сад – ребёнок – семья».

Идея изменений Сущность опыта заключается в формировании творческих способностей детей через практические занятия художественным конструированием, через произведения искусств, использование методов и приёмов, применяемых в художественно-эстетическом образовании:

- диагностика уровня развития творческих способностей детей;

- организация деятельности детей по художественному конструированию;

- дидактические игры на развитие творческого мышления детей;

- организация занятий по интересам «Оригами»;

- выставки совместного творчества.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных форм работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» говорил Л. И. Выготский. В Федеральном Государственном образовательном стандарте.

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики». «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества». В. А. Сухомлинский. Вступительная часть. Дошкольное детство.

Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников через поиск новых форм взаимодействия с родителями» В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет)Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности (из опыта работы) Взаимодействие с родителями, для повышения их педагогической компетенции проводила в различных формах: Месяц Мероприятия Сентябрь Анкетирование.

Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой» Проект: «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой». Вид проекта: познавательно – творческий.

Развитие творческих способностей детей 2–4 лет Для того,чтобы ребёнок рос способным и талантливым, надо приложить много усилий в раннем возрасте. В своей работе я помогаю детям сделать.

Развитие творческих способностей детей через ознакомление с искусством оригами Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются.

Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу: «Умелые ручки» Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу: «Умелые ручки» 1слайд. Я хочу с вами поделиться опытом кружковой работы:.

Формирование семейных традиций, интересов и навыков совместной деятельности через работу в творческих мастерскихФормирование семейных традиций, интересов и навыков совместной деятельности через работу в творческих мастерских Актуальность темы: Творческая мастерская – одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями. Работа в «творческой мастерской» помогает установить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей через работу с бумагой.
Опубликовано: 29 марта 2016 в 22:58
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей через работу с бумагой.» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кошкина (УИ 547341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД