Елена Николаевна Мирончук
Формирование семейных традиций, интересов и навыков совместной деятельности через работу в творческих мастерских
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Творческая мастерская – одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями. Работа в «творческой мастерской» помогает установить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной предметной деятельности, и направлена на сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Публикация «Формирование семейных традиций, интересов и навыков совместной деятельности через работу в творческих мастерских» размещена в разделах
Организуя «творческие мастерские» воспитатель является наставником и помощником в развитии у ребенка творческого потенциала.
Работая с детьми по различным тематикам, у родителей и детей появляются новые семейные интересы, традиции и формируются творческие навыки, например:
- при проведении тематической недели «Город рожденный победой», родители с детьми посещают музеи города, выставки, памятные места, получают новые знания и впечатления, которые реализуют в творческих проектах.
- в рамках проведения театральной недели в детском саду педагоги стимулируют семьи на посещение театров, детских спектаклей, кинотеатров. Таким образом, родители и дети не только приобщаются к театральному искусству, но и принимают активное участие в постановке спектаклей в детском саду, изготовлении афиш, костюмов и атрибутов.
Получая квалифицированную помощь педагога в развитии творческого потенциала детей, родители пропагандируют положительный опыт общественного и семейного воспитания.
Цель создания творческих мастерских :
Формирование педагогической компетентности, творческого мышления и навыков совместной деятельности ДОУ и семьи через различные формы взаимодействия педагога с родителями и детьми.
Задачи создания творческих мастерских :
создать условия для творческой самореализации участников педагогического процесса;
развивать у детей творческие способности, мышление, познавательный интерес через совместную творческую деятельность взрослого и ребенка;
расширять сферу участия родителей в педагогическом процессе и жизни образовательного учреждения;
повышать педагогическую культуру и грамотность у родителей.
Схема сотрудничества ДОУ и семьи
воспитатели ДОУ семья
дети
Вся воспитательно - образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Работа в «творческой мастерской» является завершающим этапом тематического раздела.
На каждый тематический блок я планирую разные формы работы с семьями, которые предполагают знакомство с объектом в реальной жизни, рассматривание его в произведениях искусства, знакомство через литературные произведения и устное народное творчество, обыгрывание объекта и выход на творческое решение - продуктивную деятельность.
Создавая продукт, родители совместно с детьми, продумывают сюжеты картин, коллажей, макетов, подбирают художественные материалы для лучшей передачи замысла, планируют деятельность, обсуждают замысел, делят обязанности.
Работы детей и взрослых, семейные поделки используются в оформлении интерьера группы и ДОУ, в качестве подарков взрослым и детям, в организации выставках, конкурсов.
В группе организовывались выставки и конкурсы по следующим тематикам:
ЛЕТО - «Воспоминания о лете», «Краски лета»
ОСЕНЬ - «Осенний вернисаж», «Животные готовятся к зиме», «Щедрая осень»
ВЕСНА - «Весна - красна», «Родные люди», «Город рожденный победой»
ЗИМА – «Зимушка-зима»,
«Новогодняя игрушка», «Зимние забавы», «Армия России»
Этапы работы над «творческими мастерскими»
Работу по созданию творческих мастерских я провожу в три этапа:
Подготовительный
Практический
Заключительный
На первом этапе ведется подготовительная работа и наработка материала по заданной теме. Для эффективного сотрудничества я выбираю на этом этапе следующие формы работы с родителями :
мини-собрания
педагогическая библиотека для родителей
индивидуальные консультации
совместные экскурсии
информационные проспекты для родителей
Например: для проведения выставки «Город рожденный победой» собираю мини - собрание для родителей и объясняю, что нужно делать на данном этапе, чтобы ребенок получил теоретические знания и наглядный опыт. Организовываю в группе мини-библиотеки по тематике (от исторического города к современному, если возникают вопросы, то обязательно планирую и провожу индивидуальные консультации для родителей, а также размещаю в папках передвижках информационные проспекты для родителей.
На втором этапе ведется практическая работа по теме. Для эффективного сотрудничества я выбираю на этом этапе следующие формы работы с родителями :
мастер класс
выпуск стенгазет
памятки буклеты
семейные вернисажи
выставки работ детей и родителей
Например: провожу мастер-классы по изготовлению макетов двора, памятного места в городе и другое. Выпускаем совместно с родителями и детьми стенгазету по тематике, памятки и буклеты.
Мастер-классы проводят и сами родители с активной позицией и наработанным личным творческим опытом. Также родители представляют свои работы и презентуют их совместно с детьми, при этом сочиняют стихотворения о любимом городе, составляют семейные альбомы, рассказывают о городе, зная его историю.
Этап III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На третьем, заключительном этапе, эффективны следующие формы работы :
выставки работ детей и родителей
представление и презентация работ
конкурс
награждение победителей
Представляя свои работы, дети используют накопленные знания от экскурсий, наблюдений, чтения художественной и научной литературы. Освещают технику, которую использовали, при изготовлении своих творческих работ.
Для оценивания работ, изготовленных в «творческих мастерских», назначается жюри из числа педагогов, родителей и детей, которое и определяет победителей.
Участникам конкурса вручаются сертификаты, победители награждаются грамотами.
Далее следует презентация сладов
u][/u]