Затяева
Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Затяева Татьяна Владимировна, Клинникова Зоя Степановна.
Воспитатель по изобразительной деятельности высшей категории, педагог-психолог.
МАДОУ №7 «Семицветик»
Новосибирская область, г. Бердск.
Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности.
“Ребенок наделен великими возможностями.
И если мы действительно стремимся
к преображению общества, целью обучения
должно стать развитие творческих способностей”
М. Монтессори
Публикация «Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности» размещена в разделах
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, на сколько, продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. На сегодняшний день в формировании интересов детей, приобщении к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности актуален принцип интеграции, объединяющий все образовательные области. Опираясь на вышесказанное, я определила основную цель моей педагогической деятельности : Развитие художественно-творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности. Такое целеполагание предполагает решение следующих задач:
1. Разработка и адаптация системы работы по развитию художественно-творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности или образовательных областей.
2. Создание социокультурной пространственно-предметной среды, направленной на художественно-эстетическое развитие ребенка.
3. Обеспечение личностно-ориентированного подхода в организации занятий на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Свою работу строю на следующих принципах:
• Ориентация на образовательные потребности;
• Культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• Ребенок включается в процесс реконструирования пространственной среды;
• Насыщение развивающей среды в течение года;
• Развивающая среда изменяется с ростом достижений детей;
• Принцип «проживания».
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть «Божьему дару», не мешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребенка. По этому, на занятиях изобразительной деятельности считаю важным :
• Создание творческой обстановки в детском коллективе, определенного настроя на заданную тему, эмоционального подъема, вдохновения;
• Организацию благоприятного климата для создания детьми образно-творческой работы, где ребенок раскрывает свои способности, заложенные природой;
• Обучение детей умению думать, принимать собственное творческое решение для создания художественного образа;
• Создание условий для свободного выбора того или иного творческого решения, постановки художественной задачи в зависимости от индивидуальных качеств характера ребенка, его жизненного опыта и эмоциональных переживаний.
В такой благодатной среде ребенок самовыражается и создает неповторимые творческие образы.
Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении, воздействуя на детские эмоции, настроение, жизнедеятельность. По мнению Р. Чумичевой, социокультурная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт – вещный материализованный. Второй – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге, общении педагога с ребенком, ребенка с искусством. Поэтому на занятиях моделирую социокультурную пространственно-предметную художественно-эстетическую среду, которая дает возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда стала "творческой ареной", на которой ребенок преодолевает неуверенность, нерешительность и зажигается искрой творчества. В детском саду постоянно действуют «Галерея искусств», «Мастерская народных ремесел», «Музей детского рисунка», «уголки красоты», «Третьяковская галерея», мини-музей «Творим сами, своими руками». Художественно-эстетическая среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ (художника музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т. п.). Таким образом, разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает: формирование и развитие способности художественного мироощущения; введение в мир искусства и художественной практики, приобщения к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.
Реализацию поставленных задач осуществляю через интеграцию видов деятельности. Считаю, что такой подход к построению занятий меняет роль ребенка – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.
По результатам диагностики детей я выделяю и формирую три индивидуально - образовательных маршрута:
I маршрут - предназначен для детей, требующих особой психолого - педагогической поддержки и заботы;
II маршрут - для детей возрастной нормы;
III маршрут - для одаренных детей.
Для детей первого маршрута я осуществляю подбор специальных коррекционных упражнений и психотерапевтических игр, которые способствуют преодолению проблем психического развития личности. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, поэтому в работе с этими детьми важно создание условий для становления личности ребенка через развитие способностей к изобразительной деятельности с помощью следующих АМО:
• Обучение ребенка подражанию. Говорю: «Сегодня ты будешь настоящий художник, сам выберешь краску и нарисуешь ею» или «Сегодня ты будешь придумывать, как это делают все художники» и т. п. В процессе деятельности использую эмоциональное подкрепление, поддержание мотивации, поощрение. На занятиях обучаю элементам творческого поведения, использую демонстрацию с последующим закреплением сначала в совместном действии с ребенком, а потом и в самостоятельном действии.
• «Включение» изображаемого предмета в конкретную ситуацию. Например, цветок в горшке он польет, пойдет домой мимо деревьев, растущих под окном, букет подарит маме, с игрушкой поиграет.
• Изображение ситуаций из жизни: которые только что предшествовали занятию, и на которых ребенок по каким-то причинам сам заострил внимание («пробка» на улице, светофор на перекрестке, мороженое в киоске у метро и т. п.); имевшие место в домашней жизни ребенка (мама печет пирожки, день рождения, праздничный салют за окном); особенно взволновавших ребенка (снегопад, радуга);
• Рисование на зеркале. Предлагаю ребенку заглянуть в зеркало: «Смотри, кто там?» Ребенок видит свое изображение. Затем губкой или большой кистью я вместе с ребенком закрашиваю поверхность зеркала. За слоем краски ребенок перестает видеть свое лицо. После этого берем влажную тряпку и начинаем смывать краску. Рисование на зеркале дает ребенку возможность привыкнуть к своему облику. Когда изображение готово и краска подсохнет, его можно подарить тому, кого нарисовали. При этом ребенок чувствует себя очень значительным человеком – автором, художником. Положительная оценка достижений ребенка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности.
II маршрут - для детей возрастной нормы
Сочетание различных видов деятельности значительно обогащает художественную палитру. Если занятия построены по принципу интеграции, каждый блок из которых имеет определённую доминанту, то дети имеют возможность знакомиться с окружающим миром, погружаясь в красоту природы; и используя разнообразный материал, учатся самостоятельно передавать художественный образ. Важным в изобразительной деятельности является развитие движений рук ребенка, а именно пальцев кисти во время рисования. Поэтому, в своей работе я использую разные по содержанию физминутки и игры, направленные на развитие мелкой и средней моторики. Чтобы научить детей проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности в своей педагогической практике применяю социо-игровые приёмы, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика», представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Для того, чтобы помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей в своей работе применяю следующие социо-игровые приемы: игры на знакомство и приветствие; игры для рабочего настроя; игры для творческого самоутверждения; игры на взаимодействие.
Данные игровые приёмы дают возможность ребёнку раскрыться и достичь три основных цели, возникающие перед ним.
Первая цель – удовольствие от игры – “Хочу”.
Вторая цель – выполнение правила игры – “Надо”.
Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – “Могу”
Таким образом складывается основной механизм игры “Хочу! Надо! Могу!”, влияющий на эмоциональную сферу личности ребёнка и процесс формирования у него функций самоконтроля и саморегуляции.
III маршрут - для одаренных детей.
Дети III маршрута обладают высоким интеллектом и способностями в изодеятельности. На индивидуальных занятиях они получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты, приобретают возможность неограниченного творчества. Для самореализации творческих способностей одаренных детей я разработала рабочую программу кружка «Цветные ладошки».
Обучение детей строю как увлекательную проблемно-игровую деятельность, обеспечивающую субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. На занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.
Изобразительное искусство – это занятие, на котором формируется диалогическая культура ребёнка с окружающим миром, «родственное» внимание к миру. А все сущее как раз и зафиксировано (только по-разному) в главнейших семиотических средствах культуры: изображении, слове, интонации. Таким образом, искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях. В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству. Таким образом я формирую у ребёнка целостное представление о мире, обеспечиваю становление его духовных потребностей, формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку и окружающему миру.
Воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника возможно только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы. Так воспитатели групп организовывают наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений «Листочки танцуют», «Тяжелые тучи», «Кошка потягивается» и др, знакомят детей с произведениями разных видов искусства : живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, проводят поэтические вечера, создают условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами. Психолог проводит с детьми этюды, упражнения на развитие эмоционально-чувственной сферы, игры на развитие творческих способностей, мышления и креативности, проводит диагностику уровня социально-эмоционального развития и уровня развития коммуникативных навыков детей. Музыкальный руководитель организует слушание музыки, разучивание песен, танцев, на музыкальных занятиях показывает возможность передачи настроения в музыкальных произведениях.
Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями. Принципы взаимодействия с семьей: «Два берега одной реки». Для установления единства взглядов в воспитании ребенка, вовлечения родителей в педагогический процесс, использую следующие формы взаимодействия:
1) Открытость детского сада и семьи
В начале каждого учебного года провожу общее родительское собрание, на котором родителей знакомлю с задачами и планом работы, ежегодно проводится «Неделя открытых дверей». Присутствие родителей на занятиях помогает увидеть ребенка среди сверстников, лучше понять особенности его взаимоотношений, интересов, проблем и способностей. На занятиях лаборатории «Творим вместе с детьми» для желающих ежемесячно провожу мастер-классы, предлагаю творческие игры, которые родители могут использовать в совместной деятельности с детьми, новые нетрадиционные способы рисования, знакомлю с литературой художественно-эстетического содержания.
2) Вовлечение семьи в совместную с детьми и педагогами деятельность. Родители являются активными участниками конкурсов рисунков и газет: «Елочка – зеленая иголочка», «Наша дружная семья»; «Путешествие в космос», «По тропинке к прекрасному» и др.
3) Консультирование родителей.
Провожу следующие консультации: «Как воспитать в ребенке творческую личность»; «Художники с пеленок!» (нетрадиционные приемы в рисовании); «Художественно-эстетическое развитие детей»; «Формирование творческой личности ребенка средствами нетрадиционного рисования», «Развитие детской одаренности средствами искусства»; «Как научить ребенка рисовать».
4) Использование различных средств информации для родителей.
В группах детского сада, в изостудии оформлены информационные стенды, где можно найти и прочитать полезную информацию. Имеется библиотека педагогическая литературы: «Художники с пеленок», «Как научить ребенка рисовать», «Путешествие в мир прекрасного» и др.
Таким образом, развитие художественно-творческих способностей детей происходит в тесном взаимодействии специалистов детского сада и семьи. Такой подход является одним из мостиков, по которому идут детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества.
Список литературы.
1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. – Новосибирск, 1993.
2. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. – Дошкольное воспитание. -1982 №11.
3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок. – Педагогика. – М., 1972.
4. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М. : Линка-Пресс, 2003.
5. Левин В. А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
6. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Художник в каждом ребёнке. – М., «Просвещение», 2008.
7. Прохорова Л. Н. Развиваем творческую активность. - Дошкольное воспитание. – 1996 №5.
8. Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
9. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. – М. : Айрис пресс, 2004.
10. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах
// Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С. 52-54.