Приложение МААМ

Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности

Затяева
Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Затяева Татьяна Владимировна, Клинникова Зоя Степановна.

Воспитатель по изобразительной деятельности высшей категории, педагог-психолог.

МАДОУ №7 «Семицветик»

Новосибирская область, г. Бердск.

Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности.

“Ребенок наделен великими возможностями.

И если мы действительно стремимся

к преображению общества, целью обучения

должно стать развитие творческих способностей”

М. Монтессори

Публикация «Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности» размещена в разделах

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, на сколько, продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. На сегодняшний день в формировании интересов детей, приобщении к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности актуален принцип интеграции, объединяющий все образовательные области. Опираясь на вышесказанное, я определила основную цель моей педагогической деятельности : Развитие художественно-творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности. Такое целеполагание предполагает решение следующих задач:

1. Разработка и адаптация системы работы по развитию художественно-творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности или образовательных областей.

2. Создание социокультурной пространственно-предметной среды, направленной на художественно-эстетическое развитие ребенка.

3. Обеспечение личностно-ориентированного подхода в организации занятий на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Свою работу строю на следующих принципах:

• Ориентация на образовательные потребности;

• Культивирование многообразных форм игровой деятельности;

• Ребенок включается в процесс реконструирования пространственной среды;

• Насыщение развивающей среды в течение года;

Развивающая среда изменяется с ростом достижений детей;

• Принцип «проживания».

Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть «Божьему дару», не мешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребенка. По этому, на занятиях изобразительной деятельности считаю важным :

• Создание творческой обстановки в детском коллективе, определенного настроя на заданную тему, эмоционального подъема, вдохновения;

• Организацию благоприятного климата для создания детьми образно-творческой работы, где ребенок раскрывает свои способности, заложенные природой;

• Обучение детей умению думать, принимать собственное творческое решение для создания художественного образа;

• Создание условий для свободного выбора того или иного творческого решения, постановки художественной задачи в зависимости от индивидуальных качеств характера ребенка, его жизненного опыта и эмоциональных переживаний.

В такой благодатной среде ребенок самовыражается и создает неповторимые творческие образы.

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении, воздействуя на детские эмоции, настроение, жизнедеятельность. По мнению Р. Чумичевой, социокультурная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт – вещный материализованный. Второй – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге, общении педагога с ребенком, ребенка с искусством. Поэтому на занятиях моделирую социокультурную пространственно-предметную художественно-эстетическую среду, которая дает возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда стала "творческой ареной", на которой ребенок преодолевает неуверенность, нерешительность и зажигается искрой творчества. В детском саду постоянно действуют «Галерея искусств», «Мастерская народных ремесел», «Музей детского рисунка», «уголки красоты», «Третьяковская галерея», мини-музей «Творим сами, своими руками». Художественно-эстетическая среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ (художника музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т. п.). Таким образом, разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает: формирование и развитие способности художественного мироощущения; введение в мир искусства и художественной практики, приобщения к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.

Реализацию поставленных задач осуществляю через интеграцию видов деятельности. Считаю, что такой подход к построению занятий меняет роль ребенка – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.

По результатам диагностики детей я выделяю и формирую три индивидуально - образовательных маршрута:

I маршрут - предназначен для детей, требующих особой психолого - педагогической поддержки и заботы;

II маршрут - для детей возрастной нормы;

III маршрут - для одаренных детей.

Для детей первого маршрута я осуществляю подбор специальных коррекционных упражнений и психотерапевтических игр, которые способствуют преодолению проблем психического развития личности. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, поэтому в работе с этими детьми важно создание условий для становления личности ребенка через развитие способностей к изобразительной деятельности с помощью следующих АМО:

• Обучение ребенка подражанию. Говорю: «Сегодня ты будешь настоящий художник, сам выберешь краску и нарисуешь ею» или «Сегодня ты будешь придумывать, как это делают все художники» и т. п. В процессе деятельности использую эмоциональное подкрепление, поддержание мотивации, поощрение. На занятиях обучаю элементам творческого поведения, использую демонстрацию с последующим закреплением сначала в совместном действии с ребенком, а потом и в самостоятельном действии.

«Включение» изображаемого предмета в конкретную ситуацию. Например, цветок в горшке он польет, пойдет домой мимо деревьев, растущих под окном, букет подарит маме, с игрушкой поиграет.

Изображение ситуаций из жизни: которые только что предшествовали занятию, и на которых ребенок по каким-то причинам сам заострил внимание («пробка» на улице, светофор на перекрестке, мороженое в киоске у метро и т. п.); имевшие место в домашней жизни ребенка (мама печет пирожки, день рождения, праздничный салют за окном); особенно взволновавших ребенка (снегопад, радуга);

• Рисование на зеркале. Предлагаю ребенку заглянуть в зеркало: «Смотри, кто там?» Ребенок видит свое изображение. Затем губкой или большой кистью я вместе с ребенком закрашиваю поверхность зеркала. За слоем краски ребенок перестает видеть свое лицо. После этого берем влажную тряпку и начинаем смывать краску. Рисование на зеркале дает ребенку возможность привыкнуть к своему облику. Когда изображение готово и краска подсохнет, его можно подарить тому, кого нарисовали. При этом ребенок чувствует себя очень значительным человеком – автором, художником. Положительная оценка достижений ребенка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности.

II маршрут - для детей возрастной нормы

Сочетание различных видов деятельности значительно обогащает художественную палитру. Если занятия построены по принципу интеграции, каждый блок из которых имеет определённую доминанту, то дети имеют возможность знакомиться с окружающим миром, погружаясь в красоту природы; и используя разнообразный материал, учатся самостоятельно передавать художественный образ. Важным в изобразительной деятельности является развитие движений рук ребенка, а именно пальцев кисти во время рисования. Поэтому, в своей работе я использую разные по содержанию физминутки и игры, направленные на развитие мелкой и средней моторики. Чтобы научить детей проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности в своей педагогической практике применяю социо-игровые приёмы, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика», представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Для того, чтобы помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей в своей работе применяю следующие социо-игровые приемы: игры на знакомство и приветствие; игры для рабочего настроя; игры для творческого самоутверждения; игры на взаимодействие.

Данные игровые приёмы дают возможность ребёнку раскрыться и достичь три основных цели, возникающие перед ним.

Первая цель – удовольствие от игры – “Хочу”.

Вторая цель – выполнение правила игры – “Надо”.

Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – “Могу”

Таким образом складывается основной механизм игры “Хочу! Надо! Могу!”, влияющий на эмоциональную сферу личности ребёнка и процесс формирования у него функций самоконтроля и саморегуляции.

III маршрут - для одаренных детей.

Дети III маршрута обладают высоким интеллектом и способностями в изодеятельности. На индивидуальных занятиях они получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты, приобретают возможность неограниченного творчества. Для самореализации творческих способностей одаренных детей я разработала рабочую программу кружка «Цветные ладошки».

Обучение детей строю как увлекательную проблемно-игровую деятельность, обеспечивающую субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. На занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.

Изобразительное искусство – это занятие, на котором формируется диалогическая культура ребёнка с окружающим миром, «родственное» внимание к миру. А все сущее как раз и зафиксировано (только по-разному) в главнейших семиотических средствах культуры: изображении, слове, интонации. Таким образом, искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях. В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству. Таким образом я формирую у ребёнка целостное представление о мире, обеспечиваю становление его духовных потребностей, формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку и окружающему миру.

Воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника возможно только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы. Так воспитатели групп организовывают наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений «Листочки танцуют», «Тяжелые тучи», «Кошка потягивается» и др, знакомят детей с произведениями разных видов искусства : живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, проводят поэтические вечера, создают условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами. Психолог проводит с детьми этюды, упражнения на развитие эмоционально-чувственной сферы, игры на развитие творческих способностей, мышления и креативности, проводит диагностику уровня социально-эмоционального развития и уровня развития коммуникативных навыков детей. Музыкальный руководитель организует слушание музыки, разучивание песен, танцев, на музыкальных занятиях показывает возможность передачи настроения в музыкальных произведениях.

Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями. Принципы взаимодействия с семьей: «Два берега одной реки». Для установления единства взглядов в воспитании ребенка, вовлечения родителей в педагогический процесс, использую следующие формы взаимодействия:

1) Открытость детского сада и семьи

В начале каждого учебного года провожу общее родительское собрание, на котором родителей знакомлю с задачами и планом работы, ежегодно проводится «Неделя открытых дверей». Присутствие родителей на занятиях помогает увидеть ребенка среди сверстников, лучше понять особенности его взаимоотношений, интересов, проблем и способностей. На занятиях лаборатории «Творим вместе с детьми» для желающих ежемесячно провожу мастер-классы, предлагаю творческие игры, которые родители могут использовать в совместной деятельности с детьми, новые нетрадиционные способы рисования, знакомлю с литературой художественно-эстетического содержания.

2) Вовлечение семьи в совместную с детьми и педагогами деятельность. Родители являются активными участниками конкурсов рисунков и газет: «Елочка – зеленая иголочка», «Наша дружная семья»; «Путешествие в космос», «По тропинке к прекрасному» и др.

3) Консультирование родителей.

Провожу следующие консультации: «Как воспитать в ребенке творческую личность»; «Художники с пеленок!» (нетрадиционные приемы в рисовании); «Художественно-эстетическое развитие детей»; «Формирование творческой личности ребенка средствами нетрадиционного рисования», «Развитие детской одаренности средствами искусства»; «Как научить ребенка рисовать».

4) Использование различных средств информации для родителей.

В группах детского сада, в изостудии оформлены информационные стенды, где можно найти и прочитать полезную информацию. Имеется библиотека педагогическая литературы: «Художники с пеленок», «Как научить ребенка рисовать», «Путешествие в мир прекрасного» и др.

Таким образом, развитие художественно-творческих способностей детей происходит в тесном взаимодействии специалистов детского сада и семьи. Такой подход является одним из мостиков, по которому идут детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества.

Список литературы.

1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. – Новосибирск, 1993.

2. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. – Дошкольное воспитание. -1982 №11.

3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок. – Педагогика. – М., 1972.

4. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М. : Линка-Пресс, 2003.

5. Левин В. А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

6. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Художник в каждом ребёнке. – М., «Просвещение», 2008.

7. Прохорова Л. Н. Развиваем творческую активность. - Дошкольное воспитание. – 1996 №5.

8. Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.

9. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. – М. : Айрис пресс, 2004.

10. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах

// Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С. 52-54.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 19:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Затяева (УИ 2665188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД