Надежда Николенко
Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Материал направлен на создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением со сверстниками, профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Цель: Формирование способности эмоциональной саморегуляции, развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
Занятие 1. Знакомство с эмоциональными переживаниями удивления и злости.
Материалы и оборудование: бумага для рисования, цветные карандаши (по количеству детей); картинки или видеоролики с сообщениями сказочных героев Незнайки и Карабаса-Барабаса, схематичные изображения лица: разгневанного, удивленного, спокойного.
Ход занятия
Педагог. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный и сказочный день. Вы спросите - почему? Да потому, что к нам на занятие пришло много гостей и все гости – сказочные. А еще нашим помощником выступит волшебная палочка. Давайте поприветствуем друг друга.
Дети держат друг друга за руки и улыбаются.
Игра «Хороводы сказочных героев» (на развитие выразительности движений, мимики, раскованности, групповой сплоченности). Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя с определенным настроением (настроение героя задает педагог). Закончить хоровод нужно на положительной эмоции, например, радости.
Педагог. Ну что, же, теперь вы готовы встретить гостей? (Ответы детей) Каждый из наших гостей принес с собой интересную историю, которую нам предстоит выслушать и, возможно, поиграть в нее. Педагог показывает видеоролик с изображением Незнайки, который произносит следующий текст: «Ой, ребята, привет! А что я вам расскажу! Вот такая история! Однажды я захотел выйти на улицу погулять, как вдруг…Представляете, я увидел, как машина Винтика ездит сама. Она была живая. Представляете, сама, то тормозила, то снова ехала! А я конечно же, побежал за ней. Когда я попытался ее остановить, что же я увидел! Пульку – нашу собаку. Знаете, как я удивился? Вот так».
Педагог предлагает детям тоже изобразить удивление.
Педагог. Давайте откроем тетради и нарисуем удивляющееся лицо. Посмотрите, как здесь нарисовано удивление. (Демонстрирует схематичное изображение удивленного лица.) К нам пришел еще один гость – Карабас-Барабас.
На экране воспроизводится видеоролик с изображением Карабаса-Барабаса, который с возмущением и гневом произносит следующий текст: «Да что же это такое! Опять этот Буратино! Ах как я злюсь!»
Педагог. Как вы думаете, что сейчас чувствует Карабас-Барабас? Какое у него настроение!
Ответы детей. (Постараться, чтобы дети ответили, что Карабас-Барабас в плохом настроении, он злится, разгневан.)
Педагог. Хотите узнать, что случилось с Карабасом-Барабасом? (Ответы детей.) «Отдай ключик!» - заорал Карабас-Барабас. Буратино пополз по ветке ели, добрался до здоровенной шишки и сорвал ее. Карабас-Барабас сильно тряхнул дерево, и тяжелая шишка полетела вниз – бах! – прямо на голову Карабасу-Барабасу». А как вы себя ведете, когда злитесь? Покажите. (Дети показывают.) А давайте попробуем позлиться так же, как злится Карабас-Барабас.
Педагог еще раз читает отрывок, а дети изображают злость.
Педагог. Как вы думаете, чем мы можем помочь Карабасу-Барабасу, чтобы он перестал злиться?
Дети предлагают варианты, пробуют их, с помощью педагога приходят к общему выводу.
Педагог. А в каких ситуациях вы злитесь? (Ответы детей.) Кто помогает вам успокоиться? (Ответы детей.) Кто помогает вам успокоиться? (Ответы детей.) Открыть вам секрет, как можно успокоиться самостоятельно? Просто посчитать до десяти, или посчитать свои шаги, или нарисовать длинный деревянный забор с большим количеством (много) дощечек. Откройте свои тетрадки и нарисуйте то, как вы злитесь. (Демонстрирует схематичное изображение разгневанного лица) А вот к нам в гости спешит ласковое солнышко. Давайте встанем в круг. Найдите себе пару. Я тоже найду себе пару.
Упражнение «Ласковое солнышко» (на снятие психомышечного напряжения, расслабление). Педагог рассказывает о ласковом солнце (Солнце теплое, доброе, отпустило к нам свои лучики, а они побежали по нашим личикам, ладошкам, согревая и щекоча их, а потом по нашим спинкам, ножкам, дети повторяют движения за педагогом.
Педагог. Как вы себя чувствуете? (Ответы детей.) Вы расслабились, успокоились. Давайте в наших тетрадях нарисуем лицо человечка, которому так же хорошо, как вам сейчас. (Демонстрирует схематичное изображение лица со спокойным выражением.) Наше занятие закончено. Спасибо. До свидания.