Ирина Кузнецова
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Публикация «Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
У дошкольников, как правило, сила концентрации внимания еще мала, так же как переключение и распределение внимания, которые нужно формировать для успешного обучения в дальнейшем. Если вести речь развития внимания в зависимости от возраста, необходимо иметь в виду наличие индивидуальных различий, и притом очень существенных. У разных детей сам процесс развития внимания может идти различно, с учетом индивидуальности. Однако важно одно: свойства внимания можно и необходимо развивать. И важнейшее значение здесь обязательно будет принадлежать взрослому, с которым растет и формируется ребенок.
Данная программа разработана с целью развития произвольного внимания у детей.
Программа состоит из пяти блоков, каждый из которых имеет свою направленность:
1 Блок: развитие произвольности, наблюдательности, объема внимания.
2 Блок: развитие устойчивости внимания.
3 Блок: развитие концентрации внимания
4 Блок: снижение отвлекаемости внимания
5 Блок: как хорошо быть внимательным.
В результате у ребенка не только повысится уровень произвольности внимания, но осознанность и осмысление того, что своим вниманием можно управлять, что существуют определенные способы его контроля, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации. Ребенок начнет понимать, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, узнает, как предотвратить отвлечение и т. д.
Содержание работы:
Блок 1. Развитие произвольности, наблюдательности и объема внимания
В результате исполнения предложенных упражнений у ребенка должно выработаться представление о том, что своим вниманием можно управлять, он должен знать способы контроля и уметь их исполнять.
Занятие А
Задание 1 Заметить порядок.
Играющим показывают в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд убрать их, спросить о последовательности их расположения.
Дети выстраиваются в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону, и отвернувшись перечисляет кто за кем стоит.
Задание 2 Заметить все
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Прикрыв их на 10 секунд закрыть и предложить ребенку перечислить все (последовательность, цвет и т. д.)
Задание 3 Хамелеон
Взрослый рассказывает детям кто такой хамелеон. Затем ведущий начинает спрашивать какого цвета хамелеон, когда он сидит в траве, на бревне, на черном камне, шахматной доске и т. д.
Блок 2. Развитие устойчивости внимания
Ребенок должен представлять о том, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности и уметь это делать.
Занятие Б
Задание 1 «Шалтай-болтай»
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняется вниз.
Задание 2 Слушай хлопки
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста». Если хлопнет 2 раза – позу «лягушки», а 3 раза – возобновляют ходьбу.
Задание 3 Расставь значки
Материал: бланки, на которых изображены 3-4 вида фигурок (треугольник, ромб, круг). Всего 5-10 рядов по 10 фигур в ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.
Демонстрационный материал: плакат с изображением образца, фигур, где в каждую фигуру вписан свой значок.
Детям предлагается расставить значки по образцу
Расставить значки в ромбах и подчеркнуть квадратики и т. д.
Занятие В День корректурной пробы
Задание 1 предлагаются бланки с изображением девочек
Варианты заданий:
Вычеркнуть девочек с черными бантиками
Вычеркнуть девочек с белыми бантиками и белыми волосами
Задание 2 с хрюшками и буренками проводятся аналогично
Занятие Г Школа разведчиков
Задание1 Кодирование слов
Детям предлагается набор букв, из которых они должны составить слова и закодировать их значками.
Пример: Шифр Р К А У З Б В О Н//1 2 3 4 5 6 7 8 9
Слова рак – 132, ура – 413
Задание 2 Школ шифровальщиков
Набор букв. Предлагается зашифровать слово из букв. Слово дается психологу.
Задание 3 Расшифруй и посчитай
На доске записывается набор букв - арифметические действия. Дети должны расшифровать пример и посчитать.
Блок 3. Развитие концентрации внимания
Ребенок должен представлять, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале, знать способы повышения уровня концентрации и уметь это делать.
Занятие Д
Задание 1 Насос и мяч
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой надувает мяч насосом. «Мяч» стоит обмякнув всем телом. «Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движения рук со звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Когда мяч будет надут, товарищи выдергивают из него шланг насоса. Тело мяча вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.
Задание 2 Зеркало
Выбирается водящий, остальные дети – зеркало. Водящий смотрит в зеркало, дети отражают все его движения.
Задание 3 На берегу моря
Дети представляют, что они на море, бросают в воду камушки, слышат крики чаек, а затем ложатся на берегу загорать.
Занятие Е Концентрация на теле
Задание 1 Пальцы
Следует переплести пальцы, оставить большие свободными. По команде «начали» дети вращают большие пальцы вокруг другого, сосредоточившись на этом движении. По команде «стоп» прекращают движения. 5-15 секунд.
Задание 2 Концентрация
Ребенок должен сосредоточиться на органах тела. Если мысли начнут переходить на другой объект нельзя резко одергивать себя и мягко возвращаться к цели концентрации.
Блок 4. Снижение отвлекаемости внимания
Ребенок должен представлять, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, должен знать, как предотвратить отвлечение и уметь это делать.
Занятие Ж
Задание 1 Слушай и исполняй
Дети должна по команде ведущего исполнять действия. Например, повернуть голову направо, смотреть прямо, опустить голову вниз, прямо и т. д.
Задание 2 Птица, рыба, зверь
Ведущий говорит считалку «птица, рыба, зверь, птица…». Неожиданно останавливается на одном участнике. Тот должен назвать птицу, рыбу, зверя, в зависимости от того, на чем остановился ведущий.
Занятие З Сверхвнимание
Участники разбиваются на две группы «мешающий» и «внимательный». Внимательные должны изобразить, сыграть какую-то роль, вжиться в нее, стоять с открытыми глазами и не замечать то, что делают другие.
А мешающие организуют серию провокационных действий. Упражнение проводится в уже сложившихся группах.
Блок 5. Как хорошо быть внимательным
На данном этапе ребенок должен представлять, что надо быть внимательным и сосредоточенным на уроке, знает и умеет это делать.
Занятие И
Задание 1 Самый внимательный
Водящий в течении нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем отворачивается и начинает перечислять в каком порядке они стоят. Стоит вознаградить тех кто не ошибся, проигравшие поют им песню.
Задание 2 Камень, ножницы, бумага
Участники делятся на группы. На счет 3 каждый участник выкладывает на пальцах: камень-кулак, ножницы-2 пальца, бумага-ладонь. Причем кулак побеждает ножницы, ножницы – бумагу, бумага-камень.
Задание 3 Съедобное - не съедобное
Водящий называет предмет - бросает мяч. Если предмет съедобный, то ребенок ловит мяч, если нет, то отбрасывает.