Любовь Спесивцева
Развитие связной речи у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении нескольких десятилетий центральное место в психолого-педагогических исследованиях занимает проблема речевого воспитания, как одного из основных показателей психического развития. Проблема развития речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития является актуальной в современной науке.
Публикация «Развитие связной речи у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как отмечают исследователи, основные новообразования детства связаны с овладения связной речью. Благодаря ей ребёнок связан с социальным окружением, повышается уровень общего развития.
Как известно, общее развитие речи ребёнка приходится на дошкольный период. Сформированность когнитивных функций определяет уровень развития познавательной деятельности, а это влияет на развитие речи в целом.
Связная речь осуществляется в процессе диалога и монолога. Диалог проявляется в спонтанной и непроизвольной речи. Монолог же можно считать более поздней формой речи. Сложность состоит в отсутствии собеседника, обладает более развёрнутой формой высказывания.
Часто используются такие лексические средства как жаргонная и разговорная лексика. Предложения у детей с ЗПР часто бывают простыми, незаконченными. Задержка психического развития и трудностей в обучении остаётся одной из актуальных проблем психологов и педагогов всего мира.
Изучение детей с трудностями в речевом развитии в отечественной коррекционной педагогике представлено значительным количеством исследований [17], раскрывающих причины и механизмы возникновения речевых расстройств у детей, характер их проявлений в различные возрастные периоды, а также методику коррекционной работы с ними в условиях дошкольных учреждений [ 27:39].
Связная монологическая речь это более трудная форма речевой работы, которая содержит поочередный, регулярный и развернутый характер изложения. Связная речь состоит из многих умений и навыков: мысленная визуализация описываемого предмета (явления, его анализ, определение наиболее значимых характеристик, качеств. Чтобы достичь связности речи необходимо применять соответствующую интонацию, фразовое ударение, правильно подбирать слова, которые точно выражают мысль, использовать языковые средства для смысловой связи предложений между собой [29].
Дети в старшем дошкольном возрасте владеющие обычным уровнем речевого становления имеют достаточно высокие характеристики сформированности связной речи. Впрочем, как говорит статистика, за последние несколько десятков лет, в коррекционной педагогике имеется подъем количества детей с нарушением речевого становления. Основное количество данных отклонений именно связаны с задержкой психологического становления.
При данном типе дизотногенеза из-за общей недосформированности психики ребенка, процесс обогащения опыта протекает более замедленно и искаженно. Результатом этого процесса является аномальное развитие познавательной способности, недостаточное накопление знаний и представлений об окружающем мире, отсутствие стимуляции к появлению новых потребностей и интересов. Ребенок попросту не чувствует необходимости в речевом общении с окружающими.
Стоит отметить, что правильному развитию связной речи у детей дошкольного старшего возраста с ЗПР помогает использование особой, комплексной, коррекционной программы, которая предусматривает совместную работу специалистов (врачей, логопедов, воспитателей) и родителей.