Райана Дайсанова
Терапевтические сказки: правила создания
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки помогают лучше понять ребенка, его переживания, желания и мечты. Они сближают родителей и детей, создавая доверительные отношения и улучшая психологический климат.
Сила сказок в том, что ребенок воспринимает их смысл на двух уровнях. Сознательно он понимает, что сказка – вымысел, даже если сочувствует герою. На подсознательном уровне происходит переоценка ценностей, сказка избавляет от комплексов, влияет на поведение и развитие.
Темочки:
В мире существует множество сказок, но сюжеты некоторых из них похожи друг на друга. Фольклористы обнаружили, что сказки состоят из схожих элементов, из которых можно создавать собственные истории. Если добавить поучительную мораль и сделать героя похожим на ребенка, сказка получится интересной и полезной.
Сказки – отличный способ донести до ребенка мысль. Вместо скучных нравоучений можно рассказать захватывающую историю о кариесе. Такие сказки могут быть на каждый случай жизни и исправлять сложные ситуации, вселяя уверенность и уча дружбе.
Чтобы создать сказку, можно использовать стандартный шаблон: герой, похожий на ребенка, решает проблему, обретает друзей и волшебный предмет. Детали можно добавлять по мере сочинения.
Правила создания терапевтической сказки:
1. Главный герой должен быть похожим на ребенка.
2. Волшебный мир должен быть безопасным и отличаться от настоящего.
3. В сказке должен быть друг героя, похожий на любимую игрушку ребенка.
4. Герой со своим другом пытаются разрешить проблему, выполняя задания дарителя, спасая друзей и получая волшебный артефакт.
5. Злодей не должен быть слишком страшным, его можно победить простым и доступным ребенку способом.
6. Конец должен быть позитивным: проблема решена, герой возвращается домой, получает награду, женится и правит королевством, где все счастливы.
Владимир Яковлевич Пропп выделил следующие элементы сказки, которые можно использовать для создания сказочного повествования:
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство.
2. Особое обстоятельство.
3. Запрет.
4. Нарушение запрета.
5. Герой покидает дом.
6. Появление друга-помощника.
7. Способ достижения цели.
8. Враг начинает действовать.
9. Одержание победы.
10. Преследование.
11. Герой спасается.
12. Даритель испытывает героя.
13. Герой выдерживает испытание.
14. Получение волшебного средства.
15. Отлучка дарителя.
16. Герой вступает в битву с врагом.
17. Враг повержен.
18. Героя метят.
19. Сложное задание.
20. Герой исполняет задание.
21. Герою дается новый облик (погружение в кипящую воду или горячее молоко).
22. Герой возвращается домой (победный прилет на драконе).
23. Героя не узнают дома (внешние изменения, взросление).
24. Появляется ложный герой.
25. Разоблачение ложного героя (специальные испытания, свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя.
27. Счастливый конец (пир, свадьба, пол царства).
28. Мораль.
Эти функции можно выразить графически и сочинять истории с ребенком. Важно создать яркий образ, который может сделать сказку интереснее. Потренируйтесь на собственной сказке, прежде чем приступать к сказкотерапии детских проблем.
Упражнение: сочините сказку о своей жизни. Соблюдайте порядок: герой выходит из дома, решает актуальную проблему, приобретает навыки, знания, помощников и артефакты, побеждает злодея и воцаряется на троне. Если сложно найти слова, используйте образы из фильмов, сказок, литературы. Запишите сказку, а затем проанализируйте и скорректируйте ее.
Анализ сказки:
В сказке могут присутствовать все элементы конструктора или только несколько из них. Сюжет может быть динамичным, с множеством событий, или плавным, с описательными деталями и диалогами. Композиция сказки отражает характер сказочника.
Чтобы сказка могла изменить вашу судьбу, ее нужно сбалансировать и привнести новые элементы. Разбейте сказку на части и скорректируйте так, чтобы в ней были элементы реальности, о которых вы мечтаете.