Лучший педагог года

Развитие связной речи у детей с ОНР (3 фото)

Алёна Владимировна Айнуллина
Развитие связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи у детей с ОНР.

В последние годы, заметно возрос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. В логопедии в рамках работы по синтезу искусств используются и произведения художественной литературы и картины великих художников и музыкальные произведения.

Публикация «Развитие связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Из всех жанров устного народного творчества наибольшим потенциалом для формирования языковой компетенции, обладает сказка, представляющая особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Такие черты русской сказки, как увлекательность, образность, эмоциональность, поучительность, близки к детям, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир. Но какая же сказка без иллюстраций. Важное значение имеет работа с книжной иллюстрацией в развитии речи ребенка, имеющего ту или иную степень речевого недоразвития. Так, например, при работе над предметной иллюстрацией формируется и совершенствуется лексический строй речи ребенка (происходит знакомство с новыми словами, объясняются их значения посредством иллюстрации, активизируется словарный запас. Сюжетные иллюстрации дают благоприятный материал для развития связной речи ребенка.

Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка близка и интересна ребенку дошкольного возраста. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты характера героев ярко выражены, мотивы поступков понятны. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребенка, вера в позитивное разрешение проблем. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Образность языка сказки развивает речь, интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Таким детям часто не доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. У детей с речевыми проблемами выявлены серьезные нарушения в развитии связности высказывания. Именно эти особенности детей с ОНР диктуют основную цель использования приё мов сказки: всестороннее, последовательное развитие речи детей.

Возможности сказок огромны:

-рассказывая сказку, можно предложить ребенку связанные с сюжетом задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к не обыгранным упражнениям;

-сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста теми детьми;

-если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:

• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие диалогической и монологической речи.

Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики).

• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи : тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

Хочу представить некоторые игры - упражнения по сказкам:

1. Игра «От каждого по словечку».

Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т. д.

2. Игра «Скажи ласково»

К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» - «Как заяц называл свои усы, лапы, зубы?» - «Усищи, зубищи, лапищи». - «А как можно их назвать ласково?»

3. Игра «Опиши»

• В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Аленушка - нежная, заботливая, добрая; ведьма - злющая, хитрая;

• Медведь в сказке «Машенька и медведь» - неуклюжий, большой, мохнатый, косолапый;

• Колобок - круглый, румяный, веселый;

• В сказке «Заюшкина избушка» : избушка лубяная - деревянная, теплая, прочная; ледяная - холодная, не прочная, снежная, прозрачная.

4. Игра «Дорисуй».

Дорисованные части предметов дети проговаривают (деревянная избушка, петушиный гребень, лисий хвост, волчье туловище, заячьи уши и т. д.).

5. Расширение глагольного словаря. Перечисляют действия героев (коза из сказки «Волк и семеро козлят» - жила-была, ходила, наказывала, пела; заяц из сказки «Заяц-хваста» - жил-был, хвастался, боялся, бежал).

6. Игра «Одним словом»

Назвать персонажей сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (дикие животные); предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя» (посуда) и т. д.

Для развития интонационной выразительности дети выполняют следующие упражнения: просились в теремок от лица мышки, лягушки, медведя; исполняли песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то в образе козы, то в образе волка; задавали вопросы из сказки «Три медведя», как их задали бы Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Далее задание было усложнено: дошкольникам предложили разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого из них. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремятся, чтобы характер, голос героя, а также манера его поведения легко узнавались всеми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что занятия на основе сказочных произведений являются эффективными средством для коррекции связной речи детей с ОНР. Занятия по сказке позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Использование сказочного материала логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой.

Сказка для ребёнка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Работа с книжной иллюстрацией оказывает не только огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира ребенком, развивает в нем стремление к красоте, но и способствует совершенствованию всех сторон речи маленького человека.

Развитие связной речи у детей с ОНР
Фото №1 Развитие ребенка Фото №2 Материалы для педагогов Развитие связной речи у детей с ОНР

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома» Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома» Основное внимание связная речь приобретает в связи с последующим поступлением ребенка - дошкольника в школу. Речь - основной инструмент.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4–6 лет» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь,.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Развитие связной речи детей дома «Развитие связной речи детей дома» Аннотация. Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым.

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными.

Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая.

Тренинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр» Треннинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр». Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим.

Творческие задания на развитие связной речи у детей 5–7 лет ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ Рогалева Елена Васильевна, воспитатель.

Автор публикации:
Развитие связной речи у детей с ОНР
Опубликовано: 16 июня 2019 в 15:51
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Владимировна Айнуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД