Алёна Владимировна Айнуллина
Развитие связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей с ОНР.
В последние годы, заметно возрос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. В логопедии в рамках работы по синтезу искусств используются и произведения художественной литературы и картины великих художников и музыкальные произведения.
Публикация «Развитие связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Из всех жанров устного народного творчества наибольшим потенциалом для формирования языковой компетенции, обладает сказка, представляющая особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Такие черты русской сказки, как увлекательность, образность, эмоциональность, поучительность, близки к детям, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир. Но какая же сказка без иллюстраций. Важное значение имеет работа с книжной иллюстрацией в развитии речи ребенка, имеющего ту или иную степень речевого недоразвития. Так, например, при работе над предметной иллюстрацией формируется и совершенствуется лексический строй речи ребенка (происходит знакомство с новыми словами, объясняются их значения посредством иллюстрации, активизируется словарный запас. Сюжетные иллюстрации дают благоприятный материал для развития связной речи ребенка.
Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка близка и интересна ребенку дошкольного возраста. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты характера героев ярко выражены, мотивы поступков понятны. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребенка, вера в позитивное разрешение проблем. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Образность языка сказки развивает речь, интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Таким детям часто не доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. У детей с речевыми проблемами выявлены серьезные нарушения в развитии связности высказывания. Именно эти особенности детей с ОНР диктуют основную цель использования приё мов сказки: всестороннее, последовательное развитие речи детей.
Возможности сказок огромны:
-рассказывая сказку, можно предложить ребенку связанные с сюжетом задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к не обыгранным упражнениям;
-сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста теми детьми;
-если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.
Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:
• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики).
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи : тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Хочу представить некоторые игры - упражнения по сказкам:
1. Игра «От каждого по словечку».
Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т. д.
2. Игра «Скажи ласково»
К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» - «Как заяц называл свои усы, лапы, зубы?» - «Усищи, зубищи, лапищи». - «А как можно их назвать ласково?»
3. Игра «Опиши»
• В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Аленушка - нежная, заботливая, добрая; ведьма - злющая, хитрая;
• Медведь в сказке «Машенька и медведь» - неуклюжий, большой, мохнатый, косолапый;
• Колобок - круглый, румяный, веселый;
• В сказке «Заюшкина избушка» : избушка лубяная - деревянная, теплая, прочная; ледяная - холодная, не прочная, снежная, прозрачная.
4. Игра «Дорисуй».
Дорисованные части предметов дети проговаривают (деревянная избушка, петушиный гребень, лисий хвост, волчье туловище, заячьи уши и т. д.).
5. Расширение глагольного словаря. Перечисляют действия героев (коза из сказки «Волк и семеро козлят» - жила-была, ходила, наказывала, пела; заяц из сказки «Заяц-хваста» - жил-был, хвастался, боялся, бежал).
6. Игра «Одним словом»
Назвать персонажей сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (дикие животные); предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя» (посуда) и т. д.
Для развития интонационной выразительности дети выполняют следующие упражнения: просились в теремок от лица мышки, лягушки, медведя; исполняли песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то в образе козы, то в образе волка; задавали вопросы из сказки «Три медведя», как их задали бы Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Далее задание было усложнено: дошкольникам предложили разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого из них. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремятся, чтобы характер, голос героя, а также манера его поведения легко узнавались всеми.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что занятия на основе сказочных произведений являются эффективными средством для коррекции связной речи детей с ОНР. Занятия по сказке позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей. Использование сказочного материала логопедами в своей работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой.
Сказка для ребёнка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Работа с книжной иллюстрацией оказывает не только огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира ребенком, развивает в нем стремление к красоте, но и способствует совершенствованию всех сторон речи маленького человека.