Получи документы

Творческие задания на развитие связной речи у детей 5–7 лет

Елена Рогалева
Творческие задания на развитие связной речи у детей 5–7 лет

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Рогалева Елена Васильевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №264», г. о. Самара

Основная задача развитие связной речи у детей- стремиться научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически излагать свой мысли, рассказывать о событиях из окружающей среды. Это имеет важное значение для полноценного общения с окружающими, для получения возможности обучения в школе, формирование нормальных положительных личностных качеств и удовлетворительной социальной интеграции в обществе.

Публикация «Творческие задания на развитие связной речи у детей 5–7 лет» размещена в разделах

Собственно приемы, целенаправленно позволяющие переходить к развитию связной речи, предусматривают умение детей владеть фразовой речью, хотя бы простой фразой.

Поэтому у детей с нулевым состоянием экспрессивной речи вся речевая работа направлена на развитие навыков, на которых будет базироваться процесс формирование связной речи.

После овладение фразой в работу включаются приемы и упражнения, ведущие к развитию связной речи. И вот примеры упражнений для детей старшей и подготовительной группы для развитие связной речи.

Старшая группа

1. «Подбери слова другие»

Цель: образование слов от заданного слова

Снег- снегурочка, снеговик, снегопад, снежный, снежинка.

Дождь- дождинка, дождевик, дождливый, дождик

Лед –льдинка, ледяной, ледоход, ледокол

2. «Что мы знаем про слово?»

Многозначные слова — это слова, которые имеют несколько лексических значений, связанных по смыслу.

Цель: познакомить с разными значениями слова

Слова – игла, ручка, кисть, коса, рукав, молния

3. «Бывает- не бывает»

Цель: воспитывать внимание к слову, учить представлять ситуации, выраженные в слове, закреплять и уточнять значение слов в сознании ребенка

Собака под дверью мяукает. Почему не бывает? полный ответ: Потому что собака лает, а кошка мяукает.

Кошка дом сторожит.

Курица кукарекает на заборе.

Мальчик летом по воде на санках едет.

Трактор по небу летит.

Кит в аквариуме плавает.

4. «Какая, какой, какое?»

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению, активизировать ранее усвоенные слова.

Белка- рыжая, пушистая, шустрая, красивая.

Пальто- теплое, зимнее, длинное, новое, старое.

Мама- нежная, любимая, единственная, дорогая, ласковая.

Дом- деревянный, панельный, кирпичный, заброшенный, многоэтажный.

5. «Посмотри и нарисуй»

Цель: учить рисовать предмет по памяти, закреплять и уточнять значение слова в сознание ребенка.

Ребенок выбирает картинку с предметом, смотрит несколько секунд и рисует на доске, планшете изображение. Дети пытаются угадать предмет, если затрудняются, то задают наводящие вопросы. Какой по размеру? Живой, не живой? Какого цвета? И тд.

6. «Задумай слово!»

Цель: систематизировать представления детей, учить выражать свой мысли в краткой форме, обозначать качество, действия с ними.

Педагог предлагает поиграть в игру, дети должны задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает: какой, что можно с ним делать, все будут внимательно слушают и отгадывают.

Например: он пушистый, ласкает и мурлыкает (котенок)

Он по утрам песенки поет, хвост разноцветный (петух)

Она оранжевая, вкусная, длинная (морковь)

7. «Закончи предложение» 1 вариант

Цель: учить детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовать с другими словами в предложении.

Например: девочка рисует (елка, дом, диван)

Папа читает (книга, журнал, газета)

Собака грызет. (кость, тряпку, карандаш)

Мальчик ловит (мяч, раба, шар, лягушка)

Мама стирает (платье, белье, кофта, носок)

Можно употреблять существительные во множ. числе.

8. «Закончи предложение» 2 вариант

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Сахар сладкий, а перец (горький)

Летом листья зеленые, а осенью (желтые, красные, оранжевые)

Дорога широкая, а тропинка (узкая)

Ручей мелкий, а река (глубокая)

Пластилин мягкий, а камень (твердый)

Девочка говорит громко, а мальчик (тихо)

Деревья высокие и низкие.

Каша густая и жидкая.

Лекарства бывают горькие и сладкие.

Яблоки мелкие и крупные.

Морковь сырая и вареная

9. «Назови ласково»

Цель: учить подбирать слова, обозначающие названия животных, предметов, игрушек, родственные отношения в уменьшительно-ласкательной форме.

Игра с мячом, педагог кидает в руки ребенка мяч и произносит существительное. Ребенок, отдавая мяч, должен назвать существительное в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц-зайчонок, зайка, зайчишка, зайчоночек

Бабушка- бабулечка, бабуля, бабуленька

Лиса – лисичка, лисонька, лисенок

Мама- мамочка, мамулечка, матушка

10. «Какое что бывает»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под определения.

Широким- река, дорога, лента, бульвар, улица

Новым- дом, платье, игрушка, машина

Вкусным- конфета, пирог, сок, варенье, тор, чай

Пушистым- белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, лиса, шарф

Круглым- шар, стол, яблоко, голова, лицо, солнце, помидор

Горячим- чай, суп, огонь, кастрюля

Деревянным- стол, стул, игрушка, ложка, шкаф

Высоким- человек, дерево, башня, температура

Подготовительная группа

1. «Кто знает другое слово?»

Цель: учить подбирать синонимы к данному слову, активировать словарь детей.

Об одном и том же можно сказать разными словами, но «похожими». Такие слова называются синонимы.

Работать-трудиться. Метель-вьюга, буран, пурга. Смешной-забавный, потешный, комичный. Грустный- печальный, невеселый, опечаленный.

2. «Я начну, а ты продолжи»

Цель: учить продолжать ряд синонимов, начатый воспитателем, учить искать слова, подходящие по смыслу.

Как можно сказать по-другому; Мама достала из шкафа чистую рубашку (свежую, негрязную, только что постиранную).

Заяц убегает от лисы (мчится, удирает, летит, уносит ноги, спасается бегством)

На диване сидит лентяй (ленивец, лежебока, бездельник, лодырь)

3. «Придумай другое слово»

Цель: углублять знание о лексическом значении слова, упражнять в образовании новых конструкций с помощью префиксов и суффиксов.

Кисель из клюквы-клюквенный, суп из овощей-овощной, переход для пешехода- пешеходный переход, шкаф для книг- книжный, варенье из брусники- брусничное, ваза для сахара- сахарница, ложка из металла- металлическая.

4. «Как сказать по-другому?»

Цель: упражнять детей в назывании одного из синонимов.

Сильный ветер-ураган

Сильный дождь-ливень

Сильная жара-зной

Лживый мальчик-лжец

Трусливый заяц-трус

Сильный мальчик-силач

5. «Исправь ошибку»

Цель: воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Педагог говорит неправильные высказывания, а дети исправляют:

«Я укладила мишку спать», «Я заключаю свет», «Я ломаю воду», «У меня на правой ноге чешется ладашка», «Это я проснула ребят» и т. д.

Вопросами уточнять значение слов, правильность ответа, подбор синонимов.

Как можно сказать по-другому? Почему так нельзя говорить?

6. «Что это значит?»

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер- прохладный

Свежая рыба- недавно выловленная

Свежий хлеб- мягкий, только что испеченный

Свежая рубашка- чистая, выглаженная, выстиранная

Свежая газета-новая, только что купленная

Свежие краски-незасохшие, яркие

Свежая голова- отдохнувшая

Глухой старик- тот, кто ничего не слышит

Глухая ночь-тихая, безлюдная, темная

Глухой лай собаки-неслышный, приглушенный

7. «Нарисуй картину глазами»

Цель: развивать воображение, умение в описании использовать точно по смыслу подобранные слова по смыслу и образные выражения.

Воспитатель: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочитаю вам нежное стихотворение о зиме, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказать надо так, чтобы все смогли увидеть вашу картину.

1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит…

2. Пришла, рассыпалась,

Клоками повисла на суках дубов.

Легла волнистыми холмами

Среди полей, вокруг лугов.

3. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

4. Сыплет, сыплет снег охапками

На полях зимы.

До бровей накрылись шапками

Во дворах дома.

8. «Придумаем сказку»

Цель: учить детей самостоятельно находить наиболее подходящие выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

1. Вариант: Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинками какую-мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцуют снежинки». Если хотите можно нарисовать сюжеты к сказке и сделать свою книгу.

2. Вариант: Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу (или деревьям на нашем участке в детском саду). А раз в сказке все может быть, деревья могут говорить и мечтать, то давайте расскажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают все зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов. Так же можно сделать иллюстрации к своим сочинениям.

9. «Игра со сказкой» по сказке А. Милна «Винни Пух и все-все-все»

Цель: развивать речетворческие умения детей, сочинять новые эпизоды сказки.

После чтения и беседы по сказке педагог может предложить детям следующее задание : «В сказке рассказывается о том, что думал медвежонок, находясь перед дуплом, а вот о том, что происходило в это время у пчел, как они себя вели, о чем думали и что решили, об этом ничего не сказано. Давайте придумаем, что же происходило в дупле.

Итак, Пух висел на воздушном шарике перед деревом, а в это время в дупле…»

10. Игра «Объяснялки»

Цель: учить детей понимать значение фразеологизмов.

«Одна нога здесь, другая там»

«Сгореть со стыда»

«Ворон считать»

«Морочить голову»

«Растет не по дням, а по чесам»

«Зарубить на носу»

«Снег на голову»

«Ахнуть не успел»

«Дрожит, как осиновый лист»

«Как гром среди ясного неба»

11. Игра «Объяснялки» 2 вариант

Цель: учить детей понимать значение пословиц

«У страха глаза велики»

«Трусливому зайке и пенек-волк»

«Не рой яму другому, сам в нее попадешь»

«Кто зря сердит, у того голова болит»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Литература»

1. Веселова Е. И., Скрябина Е. М. «Игры и упражнения на каждый день для детей 5-7 лет», ТЦ Сфера,2015.

2. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-7 лет», М: «Мозайка-Синтез», 2009.

3. Ткаченко Т. А. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-7 лет», М: Издательство «Гном и Д»,2001.

4. Шарохина В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия», М: Книголюб,2005.

Публикации по теме:

Музыкально-творческие задания и игры для детей по сольфеджио в младших классах ДШИ МБУДО «Монастырщинская ДШИ» «Музыкально – творческие задания и игры для детей по сольфеджио в младших классах ДШИ».

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Консультация для родителей «Игры и игровые задания для развития связной речи детей дома» Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в.

План по саморазвитию «Развитие связной речи детей 4–5 лет» Тема самообразования: «Развитие связной речи детей 4-5 лет». Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.

Работа с семьёй по формированию связной речи у детей с недоразвитием речи 5–7 лет в свете ФГОС до РФ (из опыта работы) Новикова Людмила Валериевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №70 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга Новые федеральные.

Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста 3–4 лет» Актуальность Тема моего проекта «Развитие связной речи детей дошкольного воз-раста 3-4 лет» для меня важна, потому что речь ребенка является.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Развитие связной речи у детей Развитие связной речи у детей. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность.

Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая.

Задания и упражнения для психолого-педагогического обследования детей с недостатками слуха и речи 2–7 лет МАДОУ детский сад комбинированного вида №16 Методическая разработка «Задания и упражнения для психолого-педагогического обследований детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческие задания на развитие связной речи у детей 5–7 лет
Опубликовано: 30 января 2019 в 17:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД