Мария Булгакова
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии
Ни для кого не секрет об исключительном значении речи в жизни ребенка. Речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко общается с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать и отвечать на интересующие его вопросы, взаимодействовать со сверстниками.
Публикация «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Использование дидактических игр в развитии связной речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра – это самый простой и близкий ребенку способ познания окружающей действительности. Ребенок, играя, сам не подозревает, что осваивает те или иные знания, овладевает различными умениями, навыками.
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Поэтому в своей работе в 2017-2018 году я решила остановить свой выбор именно на технологии ТРИЗ, использование которой способствует развитию речи, творческого воображения, задействует такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковую активность, стремление к новизне.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, созданная в 1946 г. отечественным исследователем Г. С. Альтшуллером. Применение данной технологии способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей. [1]
Цель: показать эффективность использования дидактических игр по ТРИЗ-технологии как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Анализ литературы по проблеме исследования;
- Создание картотеки дидактических игр по технологии ТРИЗ для формирования связной речи детей во второй младшей группе;
- Разработать дидактический материал для развития связной речи по технологии ТРИЗ, обогатить предметно-развивающую среду группы;
- провести исследование уровня развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Планируемый результат: в результате использования ТРИЗ-технологий у детей развивается связная речь, расширяется словарный запас, происходит развитие творческого воображения, мышления; обогащение предметно-пространственной среды.
Для проверки эффективности использования дидактических игр по ТРИЗ-технологии была проведена диагностика развития связной речи детей на начало и конец учебного года. На основе диагностики педагогического процесса Верещагиной Н. В. (область «Речевое развитие», в ходе рассматривания сюжетных картин, бесед, наблюдения, а также дидактических игр («Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Угадай по описанию») на начало года были выявлены такие результаты: из 25 детей - 72% (18 человек) имеет средний уровень развития связной речи (незначительные трудности в составлении рассказов, 28% (7 человек) - низкий уровень развития связной речи (значительные трудности при ответах на вопросы взрослого, кратком описании увиденного). Детей с высоким уровнем развития связной речи не выявлено.
Для активизации творческого мышления и развития связной речи младших дошкольников были изготовлены дидактические пособия по технологии ТРИЗ. Все пособия изготовлены из фетра и объединены в книгу, каждая отдельная игра вынимается при необходимости.
Дидактическая игра «Теремок».
Цель: развивать умение выделять общие признаки объектов путём сравнения,
тренировать аналитическое мышление.
Ход игры: Дети выбирают персонажей сказки. Воспитатель выполняет роль ведущего, сидит в "Теремке". Каждый приходящий в "Теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его персонаж похож на персонажа ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня". Похожести и различия могут быть по цвету, размеру, действиям, по составным частям, по месту обитания. Эта игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления. Например: мышка и волк. Похожи: волк по цвету серый, такой же по цвету серый как мышка. Или похожи, так как у мышки есть хвост (уши, лапы, и др.) и у волка есть хвост (уши, лапы, и др.). Разные, потому что мышка по размеру маленькая, волк по размеру большой (или мышка любит сыр, волк – мясо и др.). Все названия признаков объектов проговариваются.
В данную игру можно играть не только персонажами сказок, но и различными предметами, но связанными только одной темой, например, мебель, посуда.
Дидактическая игра «Спасаем Колобка»
Цель: развивать творческое воображение, фантазию, учить наделять известных
сказочных персонажей качествами, которые им не присущи. Развивать нетрадиционное мышление.
Ход игры: - Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта сказка? Правильно, "Колобок". Давайте позовем Колобка, может быть он придет к нам.
Дети зовут, появляется Колобок.
- Колобок, почему ты такой грустный? Ребята, он грустный, потому что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему. Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание.
- Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?
- Что хорошо (например, лиса наелась и др. ?
- Что плохо (например, Колобка съели и др. ?
– Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (например, накормить до встречи с Колобком? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (например, несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым?
Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми. Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатился по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет (например, «Ой, какой ты грязный, Колобок. Тебя нельзя есть, вдруг я заболею, живот болеть будет» и др. ?
Игра «Пространственная «да – нет-ка»
Цель: обучение мыслительному действию, развитие связной речи.
Ход игры: На полочках выставляются игрушки (6 штук в 2 ряда).
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны отгадать где она находится и
задавать вопросы (это в верхнем (нижнем) ряду, это слева (справа) от
мячика (мячик стоит посередине, я буду отвечать «да» или «нет».
Дети мысленно делят полочки по горизонтали пополам.
Дети: это в верхнем (нижнем) ряду?
Воспитатель: нет (да).
Затем дети делят лист по вертикали:
Дети: Это справа (слева) от середины?
- Это ближе (дальше) от меня? Это находится по середине?
Игра «Да – нет-ка» на загаданный предмет
Цель: учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки; учить классифицировать объекты. [2]
Ход игры: Ведущий: Я загадала предмет, а вы должны его отгадать, задавая вопросы (он круглой формы, это зеленого цвета, это игрушка (животное) и др., я буду отвечать да или нет. Вопросы задаются по разным признакам предметов - по цвету, форме, действию, частям, обобщающим словам.
Дети: это животное?
Воспитатель: нет.
Дети: это игрушка
Воспитатель: да.
Дети: она зеленого цвета?
Воспитатель: нет?
Дети: она круглой формы?
Воспитатель: да (мячик).
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Цель: учить детей по описанию определять объект, развивать воображение, мышление, речь детей.
Правила игры: Ведущий загадывает предмет и описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались о чём идёт речь.
Ход игры: Ведущий загадывает предмет – кубик. Начинает описывать его – это игрушка, она квадратной формы, зелёного цвета, у нее есть углы и т. д. Дети по этому описанию догадываются, что это кубик.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: научить видеть лишним предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. [2]
Ход игры: На столе – изображение четырех предметов (кубик, пирамидка, мячик, лягушка). Определить какой предмет будет лишним, в зависимости от признака предмета. Сравниваем по разным признакам: по цвету, форме, частям, действиям, размеру и др.
Например: Лягушка будет лишней среди кубика, пирамидки, мячика.
Воспитатель: почему?
Дети: лягушка – «живое», а все остальные не «живое» (игрушки).
Дети: по цвету мячик будет лишним среди кубика, пирамидки, лягушки.
Воспитатель: почему?
Дети: мячик голубого цвета, у всех остальных есть зеленый цвет.
Дидактическая игра «Расставь по порядку»
Цель: формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных, развивать мыслительную деятельность детей, связную речь.
Ход игры: Воспитатель показывает детям 4 разных животных (например, мышка, лягушка, зайчик, волк, их нужно расставить по размеру, начиная с самого маленького.
После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: зайчик - большой или маленький? Для кого большой? Для кого маленький?
При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого волк маленький?» дети используют знания из личного опыта.
Дидактическая игра «Назови часть предмета»
Цель: учить «разбирать» объект на составляющие части, развивать речь.
Ход игры: В гараже стоит разобранная машина. Дети по очереди должны назвать какую-то часть этого объекта (дверь, колесо, окно, руль). Далее дети выкладывают недостающие части машины.
Игра «Что было бы, если убрать часть?»
Цель: Учить «разбирать» любой объект на составляющие части, развивать мышление, воображение.
Ход: В гараже находится машина, дети называют составляющие ее части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например: Что было бы, если убрать колеса (руль, окна) у машины? Что хорошего (плохого?
Дидактическая игра «Что умеет делать».
Цель: формировать умение выделять функции объекта.
Правила игры: Перед детьми изображен пешеходный переход. Объект можно отгадать с помощью «Да-нет-ки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры: Воспитатель: Что может светофор?
Дети: Светофор регулирует движение на дороге, помогает переходить дорогу, показывает разные цвета, светофор может сломаться и др.
Воспитатель: что может делать пешеход?
Дети: переходить дорогу, гулять, стоять и др.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Цель: Учить детей выделять в предметах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, развивать связную речь. [2]
Ход игры: Перед детьми часики с изображением разных предметов. Дети вращают стрелку, которая указывает предмет. Вопросы задаются по принципу: «это хорошо – почему?», «это плохо – почему?».
Воспитатель: Ножницы – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что ножницами можно вырезать из бумаги.
Воспитатель: Ножницы – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ножницами можно порезаться.
Воспитатель: Конфета – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она очень вкусная, сладкая.
Воспитатель: Конфета – это плохо. Почему?
Дети: Потому что, если есть много конфет, могут заболеть зубы.
В конце года была проведена повторная диагностика развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Были выявлены такие результаты: 20% (5 человек) имеют высокий уровень развития связной речи, 68% (17 человек) – средний уровень развития, 12% (3 человека) – низкий уровень развития связной речи. По выявленным уровням: высокий уровень развития повысился на 20%, средний снизился на 4%, низкий уровень снизился на 16%.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры по ТРИЗ-технологии эффективны в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1)Серёгина, О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного
возраста в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий / О. В. Серегина // Вестник / под. ред. В. В. Обухова. – 2012. - №5. – С. 207-211.
2) Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников (Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, - Ульяновск, 2007. – 220 с.
3) Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, - Ульяновск, 2004. – 52 с.