Папки-передвижки

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии (10 фото)

Мария Булгакова
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии

Ни для кого не секрет об исключительном значении речи в жизни ребенка. Речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко общается с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать и отвечать на интересующие его вопросы, взаимодействовать со сверстниками.

Публикация «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии» размещена в разделах

Использование дидактических игр в развитии связной речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра – это самый простой и близкий ребенку способ познания окружающей действительности. Ребенок, играя, сам не подозревает, что осваивает те или иные знания, овладевает различными умениями, навыками.

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Поэтому в своей работе в 2017-2018 году я решила остановить свой выбор именно на технологии ТРИЗ, использование которой способствует развитию речи, творческого воображения, задействует такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковую активность, стремление к новизне.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, созданная в 1946 г. отечественным исследователем Г. С. Альтшуллером. Применение данной технологии способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей. [1]

Цель: показать эффективность использования дидактических игр по ТРИЗ-технологии как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Анализ литературы по проблеме исследования;

- Создание картотеки дидактических игр по технологии ТРИЗ для формирования связной речи детей во второй младшей группе;

- Разработать дидактический материал для развития связной речи по технологии ТРИЗ, обогатить предметно-развивающую среду группы;

- провести исследование уровня развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Планируемый результат: в результате использования ТРИЗ-технологий у детей развивается связная речь, расширяется словарный запас, происходит развитие творческого воображения, мышления; обогащение предметно-пространственной среды.

Для проверки эффективности использования дидактических игр по ТРИЗ-технологии была проведена диагностика развития связной речи детей на начало и конец учебного года. На основе диагностики педагогического процесса Верещагиной Н. В. (область «Речевое развитие», в ходе рассматривания сюжетных картин, бесед, наблюдения, а также дидактических игр («Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Угадай по описанию») на начало года были выявлены такие результаты: из 25 детей - 72% (18 человек) имеет средний уровень развития связной речи (незначительные трудности в составлении рассказов, 28% (7 человек) - низкий уровень развития связной речи (значительные трудности при ответах на вопросы взрослого, кратком описании увиденного). Детей с высоким уровнем развития связной речи не выявлено.

Для активизации творческого мышления и развития связной речи младших дошкольников были изготовлены дидактические пособия по технологии ТРИЗ. Все пособия изготовлены из фетра и объединены в книгу, каждая отдельная игра вынимается при необходимости.

Дидактическая игра «Теремок».

Цель: развивать умение выделять общие признаки объектов путём сравнения,

тренировать аналитическое мышление.

Ход игры: Дети выбирают персонажей сказки. Воспитатель выполняет роль ведущего, сидит в "Теремке". Каждый приходящий в "Теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его персонаж похож на персонажа ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня". Похожести и различия могут быть по цвету, размеру, действиям, по составным частям, по месту обитания. Эта игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления. Например: мышка и волк. Похожи: волк по цвету серый, такой же по цвету серый как мышка. Или похожи, так как у мышки есть хвост (уши, лапы, и др.) и у волка есть хвост (уши, лапы, и др.). Разные, потому что мышка по размеру маленькая, волк по размеру большой (или мышка любит сыр, волк – мясо и др.). Все названия признаков объектов проговариваются.

В данную игру можно играть не только персонажами сказок, но и различными предметами, но связанными только одной темой, например, мебель, посуда.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Спасаем Колобка»

Цель: развивать творческое воображение, фантазию, учить наделять известных

сказочных персонажей качествами, которые им не присущи. Развивать нетрадиционное мышление.

Ход игры: - Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта сказка? Правильно, "Колобок". Давайте позовем Колобка, может быть он придет к нам.

Дети зовут, появляется Колобок.

- Колобок, почему ты такой грустный? Ребята, он грустный, потому что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему. Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание.

- Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?

- Что хорошо (например, лиса наелась и др. ?

- Что плохо (например, Колобка съели и др. ?

– Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (например, накормить до встречи с Колобком? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (например, несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым?

Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми. Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатился по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет (например, «Ой, какой ты грязный, Колобок. Тебя нельзя есть, вдруг я заболею, живот болеть будет» и др. ?

Фото №1 Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ технологии Ни для кого не секрет об исключительном значении речи в жизни ребенка

Игра «Пространственная «да – нет-ка»

Цель: обучение мыслительному действию, развитие связной речи.

Ход игры: На полочках выставляются игрушки (6 штук в 2 ряда).

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны отгадать где она находится и

задавать вопросы (это в верхнем (нижнем) ряду, это слева (справа) от

мячика (мячик стоит посередине, я буду отвечать «да» или «нет».

Дети мысленно делят полочки по горизонтали пополам.

Дети: это в верхнем (нижнем) ряду?

Воспитатель: нет (да).

Затем дети делят лист по вертикали:

Дети: Это справа (слева) от середины?

- Это ближе (дальше) от меня? Это находится по середине?

Игра «Да – нет-ка» на загаданный предмет

Цель: учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки; учить классифицировать объекты. [2]

Ход игры: Ведущий: Я загадала предмет, а вы должны его отгадать, задавая вопросы (он круглой формы, это зеленого цвета, это игрушка (животное) и др., я буду отвечать да или нет. Вопросы задаются по разным признакам предметов - по цвету, форме, действию, частям, обобщающим словам.

Дети: это животное?

Воспитатель: нет.

Дети: это игрушка

Воспитатель: да.

Дети: она зеленого цвета?

Воспитатель: нет?

Дети: она круглой формы?

Воспитатель: да (мячик).

Фото №2 Речь как мы знаем один из наиболее мощных факторов и стимулов

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Цель: учить детей по описанию определять объект, развивать воображение, мышление, речь детей.

Правила игры: Ведущий загадывает предмет и описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались о чём идёт речь.

Ход игры: Ведущий загадывает предмет – кубик. Начинает описывать его – это игрушка, она квадратной формы, зелёного цвета, у нее есть углы и т. д. Дети по этому описанию догадываются, что это кубик.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: научить видеть лишним предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. [2]

Ход игры: На столе – изображение четырех предметов (кубик, пирамидка, мячик, лягушка). Определить какой предмет будет лишним, в зависимости от признака предмета. Сравниваем по разным признакам: по цвету, форме, частям, действиям, размеру и др.

Например: Лягушка будет лишней среди кубика, пирамидки, мячика.

Воспитатель: почему?

Дети: лягушка – «живое», а все остальные не «живое» (игрушки).

Дети: по цвету мячик будет лишним среди кубика, пирамидки, лягушки.

Воспитатель: почему?

Дети: мячик голубого цвета, у всех остальных есть зеленый цвет.

Фото №3 Развитие ребенка

Дидактическая игра «Расставь по порядку»

Цель: формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных, развивать мыслительную деятельность детей, связную речь.

Ход игры: Воспитатель показывает детям 4 разных животных (например, мышка, лягушка, зайчик, волк, их нужно расставить по размеру, начиная с самого маленького.

После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: зайчик - большой или маленький? Для кого большой? Для кого маленький?

При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого волк маленький?» дети используют знания из личного опыта.

Фото №4 Материалы для педагогов развития ребенка в целом

Дидактическая игра «Назови часть предмета»

Цель: учить «разбирать» объект на составляющие части, развивать речь.

Ход игры: В гараже стоит разобранная машина. Дети по очереди должны назвать какую-то часть этого объекта (дверь, колесо, окно, руль). Далее дети выкладывают недостающие части машины.

Фото №5 Речевые игры дидактические пособия Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей Фото №6 Ребенок с хорошо развитой связной речью легко общается с окружающими он может понятно выражать свои мысли и желания задавать и отвечать на интересующие его вопросы взаимодействовать со сверстниками

Игра «Что было бы, если убрать часть?»

Цель: Учить «разбирать» любой объект на составляющие части, развивать мышление, воображение.

Ход: В гараже находится машина, дети называют составляющие ее части.

Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Например: Что было бы, если убрать колеса (руль, окна) у машины? Что хорошего (плохого?

Фото №7 Публикация Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ технологии размещена в разделах Дидактические игры Развитие ребенка

Дидактическая игра «Что умеет делать».

Цель: формировать умение выделять функции объекта.

Правила игры: Перед детьми изображен пешеходный переход. Объект можно отгадать с помощью «Да-нет-ки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры: Воспитатель: Что может светофор?

Дети: Светофор регулирует движение на дороге, помогает переходить дорогу, показывает разные цвета, светофор может сломаться и др.

Воспитатель: что может делать пешеход?

Дети: переходить дорогу, гулять, стоять и др.

Фото №8 Материалы для педагогов Развитие речи

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, развивать связную речь. [2]

Ход игры: Перед детьми часики с изображением разных предметов. Дети вращают стрелку, которая указывает предмет. Вопросы задаются по принципу: «это хорошо – почему?», «это плохо – почему?».

Воспитатель: Ножницы – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что ножницами можно вырезать из бумаги.

Воспитатель: Ножницы – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ножницами можно порезаться.

Воспитатель: Конфета – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она очень вкусная, сладкая.

Воспитатель: Конфета – это плохо. Почему?

Дети: Потому что, если есть много конфет, могут заболеть зубы.

Фото №9 Речевые игры дидактические пособия Средняя группа ТРИЗ

В конце года была проведена повторная диагностика развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Были выявлены такие результаты: 20% (5 человек) имеют высокий уровень развития связной речи, 68% (17 человек) – средний уровень развития, 12% (3 человека) – низкий уровень развития связной речи. По выявленным уровням: высокий уровень развития повысился на 20%, средний снизился на 4%, низкий уровень снизился на 16%.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры по ТРИЗ-технологии эффективны в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1)Серёгина, О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного

возраста в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий / О. В. Серегина // Вестник / под. ред. В. В. Обухова. – 2012. - №5. – С. 207-211.

2) Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников (Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, - Ульяновск, 2007. – 220 с.

3) Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, - Ульяновск, 2004. – 52 с.

Публикации по теме:

Математическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования системы дидактических игр Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса Математика обладает.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр» Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр» Воспитатель:.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр» Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного.

Отчет по самообразованию «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Отчёт о работе по самообразованию за 1 полугодие 2016-2017 учебного года. Младшая разновозрастная группа. Воспитатель: Мошкина Н. В. Тема:.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» План работы по самообразованию Воспитатель: Грицкова Марина Александровна МБДОУ детский сад №27 «Колосок» Тема: «Сенсорное воспитание.

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр» Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – март. Тип проекта: познавательно – игровой. Участники проекта: дети младшей группы,.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». Родной язык играет уникальную роль в становлении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 14:25
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии» (включая файлы) размещена пользователем Мария Булгакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД