Надежда Николаевна Шаронова
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Ранний возраст – важный в развитии психики ребенка.
В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.
Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
В совместной деятельности с детьми мы обогащаем их чувственный опыт для полноценного восприятия окружающего мира, прежде всего – это обогащение представлений о предметах, их свойствах и качествах. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира и является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Основу нашей работы по сенсорному воспитанию составляет совместная игровая деятельность с детьми. Именно в игре младшие дошкольники наиболее гармонично развиваются и психологически комфортно себя чувствуют. Создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного воспитания младших дошкольников. В игре создаются условия для совершенствования сенсорного опыта ребенка.
В работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста на основе изготовленных пособий и материалов использую такие дидактические игры и упражнения : «Собери бусы», «Застегни пуговицы», «Прищепки», «Клубочки», «Что звучит?», «Спрячь мышку», «Чудесный мешочек», «Подбери по размеру ”(Угостим матрешек яблоками)», “ Подбери пару ”” (Кошки и котята) «Приведи одежду в порядок», «Найди такой же мешочек» и другие.
В современном образовательном процессе совместная партнерская деятельность взрослого с детьми наряду ссамостоятельной должна быть принята как единственно возможная для младшего дошкольного возраста.
В этой связи мы активно включаем игры по сенсорному развитию в совместную деятельность с детьми, исключая предметный центризм в обучении и воспитании, разумно чередуя основные виды детской деятельности, плавно переходя от одного к другому. Например, в группе мы окрашиваем воду в разные оттенки, разливаем в формочки (познавательно-исследовательская деятельность, в начале прогулки выносим формочки для замерзания, а в это время упражняемся в сравнении двух предметов по высоте (упражнение «Что выше куста?») (коммуникативная, рефлексивная деятельность, затем играем в игру «Найди свой цвет», совершенствуя умение дифференцировать цвета, полученное еще на этапе экспериментирования с окраской воды.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно успешно повышать уровень сенсорного развития младших дошкольников.