Александра Золотенина
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Сапунова Надежда Викторовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №43» г. Новокузнецк
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу
Одной из главных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Для того, чтобы овладеть родным языком недостаточно умения правильно строить предложение. Ребенку необходимо научиться рассказывать и пересказывать. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Как отмечает Е. В. Приходько, пересказом называют вид работы по формированию связной монологической речи, главным из которого является воспроизведение содержания высказывания, а также умение на основе данного текста создавать новый.
Умение пересказывать означает, по мнению С. Н. Цейтлина, что ребенок может проанализировать логико-композиционную и смысловую структуру данного текста, извлечь из текста информацию в соответствии с поставленной задачей, опираясь на текст-образец построить свой текст, используя синтаксические модели и образные средства оригинального текста.
В своих исследованиях М. М. Алексеева, В. И. Яшина рассматривают пересказ как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи, которое представляет собой сложную деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.
Пересказ, рассматривает А. Г. Арушанова, как передачу своими словами услышанного, прочитанного, связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.
Изучив точки зрения М. М. Алексеевой, А. Г. Арушановой, В. И. Яшиной основным и наиболее полным будем считать определение А. Г. Арушановой.
Пересказывая художественное произведение, ребенок не только вновь переживает те эмоции, которые были вызваны первичным восприятием, но и стремится выразить с помощью слов и интонации свое отношение к прочитанному. При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализоваться только в том случае, если пересказу систематически обучать.
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем дети младшего дошкольного возраста, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений.
Дети старшего дошкольного возраста свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем для средней группы.
В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений.
Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
Пересказ как вид речевой деятельности интегративен: объединяет деятельность восприятия, анализа и порождения текста, а также его понимания.
В процессе обучения пересказу воспитателем применяются различные виды пересказа. Традиционные виды пересказа включают : подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В дошкольной образовательной организации используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка.
Нетрадиционными видами пересказа выступают «расскажи самому себе», пересказ в диалогических парах, пересказ по кругу, пересказ группе детей.
При использовании такого вида пересказа, как «расскажи самому себе» ребенок пересказывает шепотом небольшой (из 3-5 предложений) текст перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).
В процессе организации пересказа в диалогических парах дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.
При пересказе по кругу дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами.
При пересказ группе детей дети работают в группах, подобранных в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой кусок текста. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы, начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.
Произведения для пересказа должны быть доступны по размеру, учитывая особенности детского внимания и памяти. В частности, М. М. Алексеева, В. И. Яшина считают, что при выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:
– они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
– иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты, динамичного сюжета, должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь [1].
Перечень произведений для пересказа в старшей группе можно взять из хрестоматии, производить беседу по тексту, использовать образец бесед с детьми. К концу года дети должны пересказывать 7-10 произведений, которые они неоднократно пересказывали в этой группе.
Для пересказа рекомендуются следующие произведения: русская народная сказка «Лиса и Рак», сказки и рассказы «Умей обождать», «Бишка» К. Д. Ушинского, рассказы «Котенок», «Пожарные собаки» Л. И. Толстого. «По грибы» И. Тайца, «Крочка» Е. И. Чарушина, «Синие листья» В. Осеевой, «Про снежный колобок» Н. Калининой, «Медведь» Е. Чарушина, «Сосулькина вода» Н. Сладкова и др.
Требования к качеству пересказа детей должно быть самым серьезным. Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования, которые надо предъявлять с самого начала:
– осмысленность, т. е. полное понимание текста;
– полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
– последовательность;
– использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
– правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
– культура устного рассказа в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.
Все эти требования взаимосвязаны. В чем же проявляется усложнение качества пересказов детей? Прежде всего, качество пересказов повышается : они становятся длиннее, выразительнее, осмысленнее. Дети 4-5 лет при передаче текста по смыслу заменяют слова, особенно мало знакомые на неизвестные, а дети 6-7 лет уже заменяют целые предложения.
Обучая детей старшего дошкольного возраста пересказу воспитателем используются различные методические приемы: совместный пересказ педагога с ребенком, подсказка слова или фразы, вопросы к детям, упражнения-указания, поощрение, пересказ по частям, пересказ по ролям, игровой прием. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его, воспитатель не должен забывать, что, отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали пересказ своего товарища. Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию педагог может применять и другие приемы — совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и т. д.
Совместный пересказ - воспитателя с ребенком в начале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно при работе с детьми, не имеющими рассказывать, робкими. В процессе пересказа воспитатель может незаметно поправить позу ребенка, ободрить жестом, взглядом, в конце нужно обязательно его похвалить: «Молодец. Теперь детям легче будет рассказывать. Только в следующий раз рассказывай громче».
В старшей группе следует иногда пользоваться отраженным пересказом. Он труднее для ребенка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ воспитателя, но и повторять целые фразы.
Вопросы – широко известный прием, употребляется во вводной беседе и в процессе самого занятия. Можно привлекать для помощи пересказчику отдельных детей. Лучше спрашивать детей, в ответе которых воспитатель заранее уверен, чтобы не затягивать паузу. Вопрос задается всем детям. Надо использовать обязательно вопросы (беседу) после пересказа.
Воспитатель пользуется и приемом подсказка слова и фразы. Этот прием обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызванных тем, что ребенок забыл текст и вопросы воспитателя: «А дальше? Вспомнил?» – не помогают.
Хорошо использовать прием поощрения (особенно к детям, слабо умеющим пересказывать). И в то же время, если ребенок во время пересказа раскачивается, опускает голову, поднимает руки к лицу, не надо его прерывать дисциплинарными замечаниями, можно жестом, но после пересказа сказать всем : «Когда рассказываешь, надо стоять спокойно, голову не опускать, смотреть на детей, ведь они слушают».
В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний.
В качестве плана пересказа может выступать пространственная модель, фиксирующая наиболее существенные части текста. После обучения умению использовать и строить модели прочитанного текста дети выделяют основные смысловые эпизоды, устанавливают связи между ними и дают развернутый и композиционно организованный пересказ.
Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.
В своих исследованиях М. М. Алексеева, В. И. Яшина отмечают, что если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям : воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитателем, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Занятие завершается пересказом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют. В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности, подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок.
Одним из методов является использование метода наглядного моделирования (модели, мнемотаблицы, мнемоквадрат, мнемодорожка).
В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения при обучении пересказу рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы, планы и условные обозначения, используемые в них, контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие [4].
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В своих исследованиях Н. В. Нищева, используя метод наглядного моделирования, предлагает следующую структуру непосредственно образовательной организации:
– организационный момент, включает в себя сообщение темы занятия, чтение стихотворения, загадывание загадки, прослушивание фрагмента музыкального произведения и т. п. (для создания эмоционального фона восприятия текста);
– выразительное чтение рассказа или сказки педагогом без предупреждения детей о последующем пересказе (для обеспечения целостного восприятия текста);
– беседа по тексту предполагает работу над языком произведения (образность). Объяснение новых и непонятных слов;
– повторное чтение рассказа педагогом с предупреждением о последующем пересказе с демонстрацией опорных картинок во время чтения.
– пауза для подготовки к пересказу;
– пересказ текста детьми с опорой на картинки;
– оценка работы детей.
Исследуя данную проблему Т. Б. Полянская для обучения детей старшего дошкольного возраста предлагает использовать мнемотаблицы, т. е. схемы, в которые заложена определенная информация. При этом в образовательной деятельности работа с мнемотаблицами проводится по ряду этапов. На первом этапе организуется рассматривание таблиц и анализ того, что на ней изображено. На втором этапе осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы. На третьем этапе после перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ литературного произведения могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев литературного произведения является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.
Перед занятием идет проводится предварительная работа (педагога и детей) :
– подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
– обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
– подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
– выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:
– усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);
– формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения;
– обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка [8].
Таким образом, пересказ представляет собой передачу своими словами услышанного, прочитанного, связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Видами пересказа являются традиционны и нетрадиционный пересказ. Работа по обучению пересказу, как средству развития связной речи детей старшего дошкольного возраста проводится с использование разнообразных методических приемов (совместный пересказ педагога с ребенком, подсказка слова или фразы, вопросы к детям, упражнения-указания, поощрение, пересказ по частям, пересказ по ролям, игровой прием, мнемотехника и др., которые позволяют развивать такие показатели, как связность, структурированность, полноту и самостоятельность.
Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста имеет следующую структуру: организационный момент, выразительное чтение рассказа или сказки педагогом без предупреждения детей о последующем пересказе, беседа по тексту, повторное чтение рассказа педагогом с предупреждением о последующем пересказе с демонстрацией опорных картинок во время чтения, пауза для подготовки к пересказу, пересказ текста детьми с опорой на картинки, оценка работы детей.
Большую роль в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста при обучении пересказу играет метод наглядного моделирования, который предполагает использование моделей, мнемотаблиц, мнемоквадратов, мнемодорожек.