Гурова Наталья Николаевна
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий
▼ Скачать +Заказ
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития связной речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, применение мнемотехники, наглядное моделирование, ИКТ.
Здоровьесбрегающие технологии :
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Для этого используются здоровьесберегающие технологии :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, суд-жок терапия.
3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
Мнемотехника
Мнемотехника-система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это облегчает овладение детьми связной речью, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки, описания) четкими, связными, последовательными. У детей важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации.
Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами.
Наглядное моделирование
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Этот метод доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Специалисты по моделированию выделяют 3 этапа:
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания :
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
ТРИЗ-технологии :
Теория ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы:
- придумать начало рассказа, конец рассказа, придумать рассказы от первого лица, от имени неживого предмета, придумать сказки и рассказы на различные лексические темы, составить рассказ по пословице, придумать смешные истории, составить рассказы небылицы, загадки, метафоры, системные сравнения.
Ребенок должен усвоить определенный словарь, его грамматические формы в соответствии со своим возрастом и активно использовать его в свой речи.
Компьютерные технологии :
Современные компьютерные технологии позволяют объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию связной речи, избегать траты времени на поиск пособий, срисовывание иллюстраций, хранение большого количества речевого материала. Данный материал можно хранить на дисках, флэш-картах и в самом компьютере.
Можно использовать уникальную возможность компьютера демонстрировать иллюстративный и речевой материал на интерактивной доске при обучении детей пересказу рассказа с использованием серии сюжетных картин, опорных сигналов, сюжетной картины, прочитанного рассказа.
Компьютер позволяет не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером как проигрывателем CD. Возможности компьютерных технологий очень велики. Не всегда интересный речевой материал можно найти в CD. Воспитатель может сам записать речевой материал на диск и использовать компьютер как магнитофон и проигрыватель.
Существуют компьютерные программы, неоценимые при обучении составлению рассказа по серии картинок. С их помощью картинки можно передвигать по полю экрана, выстроить их в сюжетно-логической последовательности. В случае правильного или неправильного расположения картинок компьютер подает звуковой сигнал.
При обучении творческому рассказыванию можно использовать DVD диски. Проигрывая диск, мы можем продемонстрировать начало, середину или конец сказки, тем самым, побуждая детей к творчеству : придумыванию предшествующих или последующих событий.
Таким образом, в результате занятий с применением современных образовательных технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность – это знающий, уверенный в себе и постоянно развивающийся человек.