Татьяна Карпова
Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №13 «Кораблик»
Сообщение из опыта работы
«Развитие связной монологической речи
в старшем дошкольном возрасте»
Подготовила: старший воспитатель
Карпова Татьяна Викторовна.
г. Домодедово
Публикация «Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речь – это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания. В настоящее время развитие речи ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение взрослых с ребенком, а также иногда неблагоприятная наследственность, экология, социальные факторы сказываются на особенностях развития речи дошкольников. Проблема формирования речевой активности детей приобретает все большее значение на современном этапе, так как отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтом мы педагоги детского сада со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи является одной из главных.
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области «Речевое развитие» детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
С детьми подготовительной группы продолжается работа по обучению связной речи (в частности развитию монологической речи). Чем старше ребенок, тем больше времени и места в процессе его речевого развития отводится связной речи. Это связано не только с возросшими речевыми возможностями детей 6— 7 лет, но и с тем, что в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его.
Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с развитием грамматического строя речи. Дети 6— 7 лет достаточно легко (с помощью наводящих вопросов) подбирают однокоренные слова. Они осваивают практически все способы словообразования русского языка (на уровне языкового чутья). Дети хорошо образуют и употребляют к самостоятельной речи прилагательные сравнительной степени (добрый — добрее). Они правильно употребляют часто встречающиеся несклоняемые существительные (кино, пальто, пианино). Дети правильно понимают и употребляют в своей речи практически все предлоги, выражающие пространственные отношения. Они используют в высказываниях глаголы с приставкой пере и не путают ее с другими близкими по звучанию приставками (при, про). По-прежнему дети 6 лет могут допускать ошибки при образовании существительных в родительном падеже множественного числа. При этом они сами же их и находят, пытаются исправить, но это не всегда им удается. В данной ситуации им нужна еще помощь взрослых. Некоторые дети допускают ошибки в употреблении глаголов хотеть, начать. В самостоятельной речи дети 6 лет часто употребляют предложения сложной конструкции.
Работа по развитию связной речи осуществляется в организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;
- в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы)
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей)
Существует традиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников которые мы применяем в практике. Наглядные методы: наблюдение во время прогулок, экскурсий; рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов. Словесные методы: заучивание наизусть; пересказ; составление различных видов рассказов; беседы. Игровые: дидактические игры-упражнения; театрализованные игры; сюжетно-ролевые игры. Косвенные: подсказка; совет, исправление, реплика.
Наряду с традиционными методиками мы используем и инновационные комбинированные методы обучения:
Мнемоника (наглядное моделирование);
Постановка проблемного вопроса.
Прием «ИЗОсказка».
Вышеуказанные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов,но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.
Мнемотехника –это система различных приемов,обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника-помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,воображение, связную речь,мелкую моторику рук.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания :пересказ; составление рассказов по картинке и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ;разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
Мнемотехника – «искусство запоминания» — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, безусловно, развитие речи.
Таким образом, актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемоника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники, в результате грамотной работы воспитателя, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Для составления описательных рассказов и пересказа мы использую мнемотаблицы. Мнемотаблица – один из приемов мнемотехники — это специальный прием для запоминания информации с использованием сюжета, трансформации, логических или ассоциативных цепочек. В дошкольной педагогике мнемотаблицы называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Удобство мнемотаблиц заключается в том, что любую из них можно составить в течение нескольких минут, выбрав подходящие картинки из интернета. В своей работе я не всегда использую мнемотаблицы в их общепринятом виде (готовый вариант на ватмане). Это может быть набор изображений на формате А-4 (каждое на отдельном листе, который на занятии я выставляю в определенной последовательности на наборном полотне, одновременно проговаривая, что будет обозначать каждое изображение. Мнемотаблица значительно облегчает ребенку составление рассказа-описания (пересказа, так как наглядно отображает последовательность, одновременно включая в себя план и опорные вопросы. На таких занятиях дети
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, при получении знаний детей об окружающей действительности.
Большое значение мы уделяем развитию связной речи детей наблюдая за различными явлениями окружающей жизни (природа, быт, труд взрослых и т. п.). Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, красавица зима, – все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться. Возможность повторных наблюдений создают условия для правильного закрепления воспринятого в речи, дают материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая природу, ребенок учиться находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т. е. объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, включающие сочинение и подчинение. Методы и приемы, подбираемые нами для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и прочное усвоение родного языка. Поэтому стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений.
Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения. Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложение, нарушению связи между предложениями в связном высказывании. И поэтому, развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития : обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Так в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
Важно помнить, что раньше всего дети переходят к связному предложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении. Таким образом, по достижении детьми старшего дошкольного возраста, связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На 6-ом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для составления рассказов мы используем предметы и сюжетные дидактические картины. Так же наглядный материал – рисунки и аппликации детей, слайды, фотографии из жизни, в том числе их портреты. Дети уже имеют опыт составления описательных рассказов по пейзажной картине.
Залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать). От того насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины, зависит степень связности рассказа. Чтобы дети лучше поняли картину мы проводим предварительную беседу или пояснения во время предварительного рассказывания. Часто занятия по сюжетной картине проводим комплексными: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события.
При работе с детьми мы отметили некоторые проблемы и сложности при формировании у детей умений составлять описательные рассказы по картине:
- неумение ребенка составлять рассказ последовательно, поддерживая общую нить необходимой тематики;
- замена составления описательного рассказа перечислением предметов изображенных на картине, в результате чего рассказ получается скудным, не имеет элементов описания;
-неумение сочетать разные части речи точно по смыслу;
- редкое использование распространенных и сложных предложений при составлении описательных рассказов;
- отсутствие или недостаточное проявление рассказов, зажатость детей, повторение ранее услышанного от других детей, скованность в речи.
Для решения этих проблем мы подбираем разные приемы обучения: объясняем характер предстоящего высказывания, даем его образец, предлагаем его план, а на первых порах прибегаем к составлению коллективного рассказа. Составлению интересных описательных рассказов помогает план. Вопросы, составленные и продуманные нами заранее, требуют от детей ответов-размышлений, доказательств, заставляют сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы или предложения. Вопросы, которые мы задаем по ходу рассматривания, мы группируем так, чтобы, отвечая на них, ребенок мог составить законченный рассказ по одному из фрагментов картины. Чтобы не нарушалась целостность восприятия картины, мы предусматриваем фразы-связки, нацеливающие детей на рассматривание очередного фрагмента и объединяющую одну часть рассказа с последующей картиной. В течение года дети составляют рассказы по 4-5 настенным картинам. Занятия по описанию картин чередую с занятиями, посвященными рассказыванию по картинкам, открыткам, фотографиям, которые проводим в игровой форме.
Итак, умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Подводя итоги можно констатировать следующее:
- поэтапная работа по обучению детей рассказыванию на занятиях и в свободной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
- задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию;
-использование воспитателем разнообразных методов и приемов обучения позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей старшего возраста.
Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.