Оксана Ефимушкина
Развитие социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста через музыкально-театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности.
Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста через музыкально-театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления, особенно если принимают в них самостоятельное участие.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Детский пальчиковый театр способствует развитию речи не только косвенно, но и напрямую, ведь малыш произносит фразы за персонажей спектакля. Кроме того, игра развивает память, поскольку ребенку нужно сначала запомнить роль своего театрального героя.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка», малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают, плачь деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё.
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .
Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Знакомит детей с мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка, как зайчик плачет). А так же движениям: погрозить пальчиком, потопать, похлопать, напугать, спрятаться.
Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами.
В основе работы по музыкальному воспитанию лежат русские народные мелодии, потешки, колыбельные песни. Музыка наполняет образы персонажей и их характеры становятся более понятными малышам. Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки», «Танец снежинок»).
Театральная игра хороша и для развития эмоциональной сферы ребенка. Инсценируя знакомый сюжет, он выплескивает эмоции, стараясь как можно выразительнее исполнить свою роль. При этом малыш становится смелее, уверенней в себе, раскрепощается. Театр положительно влияет на любых детей : чересчур активные становятся спокойнее, выдержаннее, а стеснительные учатся взаимодействовать с окружающими на примере театральных героев. Театрализованная деятельность с раннего дошкольного возраста включается во все режимные и обучающие моменты.
Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Родители оказывают помощь в обогащение развивающей предметно - пространственной среды – участвуют в создании атрибутов в групповом помещении.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что влияние музыкально - театрализованной деятельности на детей в раннем возрасте с успехом решает проблемы социально-коммуникативного характера.