Василя Волга
Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе использования игр-драматизаций
▼ Скачать + Заказать документы
Волга В. Ш.
воспитатель
МБДОУ д/с №12
г. Глазов
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Аннотация: наша работа была ориентирована на выявление возможностей игр-драматизаций в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова : развитие словаря, игры-драматизации.
Цель работы: выявление возможностей игры-драматизации в развитии словаря детей.
Публикация «Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе использования игр-драматизаций» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
В работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной определены основы методики развития активного словаря дошкольников. [2;79]
Н. Карпинская, Л. Фурмина, Реуцкая Н. А. предлагают использовать игры-драматизации для развития словаря детей. [3;47]
По утверждению А. Н. Леонтьева: игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности игроков, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. [4;25]
Мы выявили исходный уровень развития словаря у детей, используя диагностическую методику О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.
Исходный уровень показал в целом неплохие результаты, но, несмотря на это, можно выделить следующие недостатки:
- бедность активного словаря;
- неумение детей выражать словами свои мысли.
Исходя из полученных данных, нами была намечена работа по использованию игр- драматизаций для развития словаря дошкольников.
Для организации инсценировок была разработана картотека игр-драматизаций и методические рекомендации к ним.
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Система занятий с использованием игр-драматизаций для развития словаря детей включала две части :
1) Предварительная работа (оформление театрального уголка, пригласительные билеты, знакомство с текстом, пересказывание текста по ролям, словарная работа)
2) Проведение игры-драматизации.
Предварительная работа занимала много времени, но от нее зависел результат. Большое внимание уделяли оформлению театрального уголка. Всегда привлекали к этому детей. Давали задание на дом: сделать маски для героев по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили пригласительные билеты.
В предварительную работу также входило первоначальное знакомство с текстом, её анализ. Обязательно проводили словарную работу. Обсуждали с детьми некоторые слова и фразы, выясняли, как дети их понимают (например после чтения сказки «Заяц-хвастун, обсудили слова хвастун, лaпищи, зyбищи; собаки ее подхватили и давай мять). Большое внимание уделяли прилагательным, глаголам и словам, противоположным по значению.
Учились более подробно пересказывать текст по вопросам, также пересказывали по ролям, находя нужные интонации.
На основном этапе разыгрывали с детьми сказочный сюжет.
Таким образом, закрепляли новые слова. Продолжительность основной части занятия в соответствии с возрастными нормами составляла примерно 15–20 минут.
Итоговая часть занимала (2–3 минуты) — здесь мы благодарили всех участников спектакля и зрителей, дети делились впечатлениями и анализировали постановку, обсуждали такие вопросы:
• Понравился ли спектакль и почему?
• Кто из персонажей (артистов) произвёл самое большое впечатление и почему?
• Понравилось ли артистам исполнять роли в театре?
• Как поработали художники по костюмам и декорациям?
На первом занятии проводилась игра драматизация по сказке «Колосок». Словарь детей обогатился прилагательными: петушок-голосистое горлышко; словами противоположными по смыслу: ленивый-трудолюбивый; синонимами: лодыри, лентяи. Также активизировался словарь глаголов : глядите, обмолотить, намолотить, намолоть, не нахвалятся, месить, замесить.
На следующем занятии проводилась игра драматизация по сказке «Крылатый, мохнатый да масленый». После чтения сказки давали определения сказочным героям, например: «Воробей – крылатый, а ещё, каким его можно назвать? Во время инсценировки сказки активизировался глагольный словарь : окунусь, похваливает, порешили, подкрадывается, фыркнет,обварилась, ошпарилась. Выясняли значение словосочетаний : дрожмя дрожит, и я не промах, дрожмя дрожит. Узнали и активизировали во время игры существительное: завалинка. Также во время игры активизировались прилагательные: рассыпчата, дремучие леса. Уточнили смысл поговорки «Так всегда бывает, когда один на другого кивает.
На третьем занятии инсценировали сказку «Зимовье зверей». Во время чтения этой сказки нам встретились незнакомые для детей слова : зимовье, жёрдочка, мох, подполье. Щепу драть, глину месить, печку класть, стены конопатить, крышу крыть, лютая зима, косматый, затрещали морозы, скорее ходу-только снег столбом.
На четвёртом занятии разыгрывали сказку «Рукодельница да ленивица». Перед чтением произведения разобрали следующие слова : рукодельница, ленивица, передник, перина, слиток серебряный, пятачки, горсточка, кушанье. Подбирали синонимы к словам : наливные яблочки, послужи, утешила старика, поблагодарила, приключилось. Определяли значение словосочетания : «не сестре чета», «по хозяйству хлопотать».
На пятом занятии проводилась игра драматизация по русской народной сказке «Лиса и Журавль». Словарь детей обогатился следующими словами : куманёк, званый пир, потчует, голубчик, не обессудь, любезный кум, досада, как несолоно хлебала, дружба врозь.
На шестом занятии провели игру драматизацию по сказке «Два мороза». Узнали много новых слов и закрепили их во время игры: позабавиться, чистый бор, тешатся, старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает, судить да рядить, не совладаю, намаялся, знобить, зябнуть, полено, полушубок стал лубок лубком, бока ноют.
На предварительной работе и по ходу инсценировки постоянно организовывали работу по обогащению, закреплению и активизации словаря детей. Были использованы такие приемы как : индивидуальная помощь, подсказка, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.
В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Мы обратили внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй.
Дошкольники с большим интересом изображали героев сказок. Это очень важно, так как соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний. При разыгрывании игр дети вели себя активно, эмоционально.
Для проверки эффективности системы занятий была проведана повторная диагностика, в ходе которого выявлено повышение уровня развития словаря.
Таким образом, использование игр драматизаций позволило повысить уровень развития словаря дошкольников.
Список литературы
1. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979.
2. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста :Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. о бразоват. учреж-дений. — М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 — 288с.
3. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л. П. Федоренко, Г. А,Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. - М. : Просвещение, 1984. - 240
4. 10. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1983. – С. 303-323,