Меркулова Екатерина Викторовна
Развитие сенсорных эталонов у детей с ЗПР 5 лет с применением интерактивной песочницы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интерактивной песочницы может стать эффективным
инструментом для развития сенсорных эталонов у детей 5 лет с
задержкой психического развития (ЗПР). Этот метод позволяет сделать
процесс обучения более наглядным, увлекательным и доступным для
данной категории детей. В песочнице дети могут не только знакомиться
с формой, цветом и размером предметов, но и проявлять свою
творческую активность, развивать воображение и мелкую моторику.
Актуальность использования интерактивной песочницы в работе с детьми ЗПР
1 Повышение мотивации к обучению
Яркие визуальные эффекты и возможностьнепосредственноговзаимодействия с песком делают процесс познания окружающего мира более увлекательным для детей с ЗПР.
2 Развитие сенсорных способностей
Манипулируя песком, дети учатся различать форму, цвет, размер предметов, что способствует формированию сенсорных эталонов.
3 Коррекция мелкой моторики
Работа с песком позволяет улучшить координацию движений рук и пальцев, что благотворно влияет на развитие мелкой моторики.
Цель и задачи развития сенсорных эталонов у детей ЗПР
Цель
Развитие сенсорных эталонов
у детей 5 лет с ЗПР с
помощью интерактивной
песочницы.
Задачи
- Познакомить детей с
сенсорными эталонами
(форма, цвет, размер) -
Развивать умение соотносить
эталоны с реальными
предметами - Стимулировать
познавательную активность и
творческое воображение -
Совершенствовать мелкую
моторику и координацию
движений
Этапы формирования
сенсорных эталонов с
помощью интерактивной
песочницы
1 Знакомство
Дети знакомятся с сенсорными эталонами (формы,
цвета, размеры) через разнообразные предметы в
песочнице.
2 Соотнесение
Дети учатся соотносить эталоны с реальными
предметами, находить их в окружающей среде.
3 Творчество
Дети создают собственные композиции в песочнице,
применяя освоенные сенсорные эталоны.
Содержание работы на каждом этапе
Знакомство
На этом этапе педагог знакомит
детей с сенсорными эталонами,
используя разнообразные предметы
в песочнице (геометрические
фигуры, кубики разных цветов,
шарики разных размеров). Дети
изучают их свойства, учатся
различать и называть.
Соотнесение
Затем детям предлагается
соотносить эталоны с реальными
предметами, находить их в
окружающей среде. Педагог задает
вопросы, побуждая детей к
активному поиску и сравнению.
Творчество
На заключительном этапе дети
самостоятельно создают композиции
в песочнице, применяя освоенные
сенсорные эталоны. Педагог
направляет их творческую
активность, помогает развивать
воображение.
Динамика развития сенсорных эталонов детей
ЗПР 5 лет
1 Начальный уровень
Дети с ЗПР 5 лет демонстрируют затруднения в
различении и назывании сенсорных эталонов,
соотнесении их с реальными предметами.
2 Промежуточный уровень
В процессе занятий в интерактивной песочнице дети
начинают лучше различать сенсорные эталоны,
соотносить их с окружающими предметами.
3 Итоговый уровень
К концу курса занятий дети демонстрируют уверенное
владение сенсорными эталонами, могут
самостоятельно создавать композиции с их
использованием.
Положительные результаты
применения метода
Повышение мотивации
Дети проявляют живой интерес к
занятиям в интерактивной
песочнице, что положительно
сказывается на их вовлеченности
и усвоении материала.
Развитие сенсорных
способностей
Использование интерактивной
песочницы способствует
успешному формированию
сенсорных эталонов у детей с
ЗПР.
Совершенствование
моторики
Работа с песком помогает
улучшить координацию движений
рук и пальцев, развивает мелкую
моторику детей.
Стимуляция
познавательной
активности
Процесс обучения в песочнице
активизирует познавательные
способности детей, развивает их
воображение и творческие
навыки.
Вывод и рекомендации
Использование интерактивной песочницы в работе с детьми 5 лет,
имеющими ЗПР, показало свою высокую эффективность в развитии
сенсорных эталонов. Данный метод позволяет сделать процесс
обучения более увлекательным, доступным и результативным для этой
категории детей. Занятия в песочнице способствуют не только
формированию сенсорных представлений, но и развитию мелкой
моторики, познавательной активности и творческого воображения.
Рекомендуется шире применять интерактивную песочницу в
коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ЗПР