Мария Викторовна Ковальчук
Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 26
Кущевский район, село Красное
Методическая разработка по теме:
«Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного
возраста средствами дидактических игр»
Автор:
Ковальчук Мария Викторовна
Воспитатель МБДОУ д/с ОВ № 26
2021 г.
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ….….3
1.1 Актуальность….…3
1.2 Цель и задачи…. 3
1.3 Целевая аудитория….…. 4
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….4
2.1 Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов ….…4
2.2 Дидактические игры в педагогических системах….….5
2.3Педагогическое руководство дидактическими играми….….5
2.4 Картотека дидактических игр а сенсорное развитие (из опыта) …. 6
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. ….…8
4. ЛИТЕРАТУРА. …. ….…. ….9
Введение
Младший дошкольный возраст, это один из важнейших этапов в становлении личности ребенка, во время которого особое внимание необходимо уделять сенсорному развитию.
Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Именно ранний возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Актуальность
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного развития. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
Все это говорит о том, что необходимо создать благоприятные условия для развития сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В этом особая актуальность проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Большие возможности в овладении сенсорной культурой и в усвоении сенсорных эталонов является игровая деятельность. В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности.
1.2. Цель методической работы заключается в том, чтобы развивать сенсорные эталоны цвета у детей младшего возраста посредством дидактических игр, сделанных своими руками.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
-научить выделять цвет, как особый признак предметов,
-накапливать представления об основных разновидностях цвета,
-развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев,
-развивать умения и навыки действия с предметами, ориентируясь на цвет, через дидактическую игру.
1.3. Целевая аудитория
Методическая разработка адресована: молодым специалистам ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии, а также родителям для использования в домашних условиях.
2. Дидактические игры для развития сенсорного эталона цвета у детей раннего дошкольного возраста
2.1 Роль дидактических игр в формировании сенсорных эталонов
У каждого ребенка в дошкольном возрасте есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить. Потому что, играя, ребёнок учится новому и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Поэтому, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира (пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве).
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
2.2 Дидактические игры в педагогических системах.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр. Он исходил из необходимости использовать разнообразные игры для развития органов чувств детей, ознакомление с природой, жизнью людей, подготовки к школе. Этой цели он подчинял дидактический материал, предназначенный для формирования представлений о форме, величине, пространственные отношения, числа. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучиками и пр., расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Другая всемирно известная система, дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы-вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания -Е. И. Тихеева. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимости от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др., настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.
2.3. Педагогическое руководство дидактическими играми.
Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по цвету. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?» Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает цвет, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию. К концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и т. д.
При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий.
Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Авторские дидактические игры и пособия направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражать свои чувства, переживания через игровую деятельность.
2.4 Картотека дидактических игр на сенсорное развитие (из опыта)
Я составила картотеку дидактических игр на цвет.
Игра: Курочка и цыплята
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
2. Игра: Елочки и грибочки.
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.
3. Игра: Разноцветные бусы.
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход: на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).
4. Игра: Помоги матрешке найти свои игрушки.
Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Оборудование: Рисунок с матрешками, мячики и платочки разных цветов.
Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои мячики и платочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свое.
Игра: Угостим медведя ягодой.
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.
Игра: Поставь букет в вазу.
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.
Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.
Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
Игра: Разноцветные шары.
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.
Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки- «книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.
8. Игра: Подбери чашки к блюдцам.
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
9. Игра: Варежки.
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.
Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
10. Игра: Магазин игрушек.
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.
Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т. п.)
Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку, уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета. Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.
3. Заключение
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. На занятиях, в самостоятельной деятельности, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.
4. Литература:
1. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников / Н. Ю. Микхиева, И. В. Мартин. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2016. - 91с
2. Дидактическая система Фридриха Фрёбеля / В. А. Маркова ; ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования", ЭЛТИ-КУДИЦ. Все для развития детей. - 2-е изд. стер. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 45 с.
3. Игры с детьми второго и третьего года жизни : развиваем: речь, представления о форме предметов, их количестве, представления о пространстве и времени : 2+ / Разенкова Ю. А., Глубева Л. Г., Гончарова Е. Л. [и др. ] Москва : Школьная кн., 2020. - 95с.
4. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие для руководителей ДОО и педагогов / [авт. -сост. : Елена Александровна Хилтунен] ; под ред. Е. А. Хилтунен. - Москва : Изд-во Нац. образование, 2015. - 103 с.
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
6. Развитие речи младших дошкольников: упражнения с пуговицами и дидактические игры : практические материалы / М. В. Карпеева. - Москва : Центр пед. образования, 2015. - 100 с.
7. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей : [16+] / Е. А. Янушко. - Москва : Владос, 2016. - 351 с.
8. Социальная сеть работников образования nsportal.ru