Наталья Милевская
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Милевская Н. В., воспитатель
МБ ДОО детский сад №7 г. Котово
milevskayaya@gmail.com
Публикация «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка с самых первых дней его жизни является залогом его успешного развития и становления полноценной личностью, а так же помогает в осуществлении разных видов деятельности. Сенсорное развитие способствует формированию различных способностей, которые определяют ребенка и его готовность к дальнейшему обучению в школе.
Уровень сенсорного воспитания во многом определяет успешность умственного, физического и эстетического воспитания ребенка. Другими словами сенсорное воспитание определяет то, насколько совершенно ребенок слышит, видит и осязает окружающее.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все этапы жизни ребенка, особенно важно оно в процессе изучения окружающей жизни (предметов, их свойств и качеств). Поэтому проблема формирования сенсорной культуры становится приоритетной и первостепенной в развитии ребенка и требует особого внимания.
В детском возрасте основной формной и содержанием организации жизни является игра. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская [2].
Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность [1].
В своей педагогической практике использую большое количество дидактических игр, которые направлены именно на сенсорное развитие детей разных возрастов. Сложность данных игр напрямую зависит от возраста детей, а так же от уровня их развития. В нашей группе находятся дети от 2 л 6 м до 4 лет, что позволяет мне использовать универсальные игры для детей разного уровня развития. Таким образом в своей практике я использую игры, направленные на развитие мелкой моторики, развитие цветового восприятия и восприятия формы и т. д. в соответствии с возрастными особенностями.
Ниже приведу более подробное описание игр и их влияние на сенсорное развитие ребенка :
1. «Шнуровки». Данная игра представляет собой деревянную или мягкую поверхность, в которой имеются отверстия и отдельно шнурки. Данная игра может быть разной сложности, что позволяет ее использовать при развитии детей разных возрастов. В основном данная игра направлена на развитие мелкой моторики детей, особенно она хороша для детей с задержкой развития моторики. Так же данную игру можно использовать и при обучении детей цветам и текстурам (используя цветные шнурки и шнурки разной текстуры).
2. «Собери матрешек». Основной целью данной игры является отработка у детей навыка составления целого из нескольких частей, что помогает развивать мышление и воображение. Так же данная игра применима к детям разного возраста и сложность данной игры можно варьировать путем увеличения составных частей матрешки. Кроме развития мышления и воображения данная игра может способствовать развития конструктивных навыков, зрительного внимания, что является необходимым при полноценном развитии ребенка.
3. «Подбери чашку к блюдцу». Эта игра помогает детям усвоить и научиться различать основные цвета, а так же помогает детям научиться группировать предметы по цвету. Так же как и вышеуказанные игры, сложность данной игры можно увеличивать исходя из возраста детей. Делается это путем увеличения цветов в раскладке и переходом от простых цветов к сложным.
4. «Угости ежика». Основной целью данной игры является развитие у детей представления о размере. В ходе игры используются фигурки или изображения ежей разной величины. Для каждого ежа есть грибы и яблоки соответствующей формы. Главной задачей детей является соотнести размер животного и размер предлагаемых лакомств для ежа. В отличие от других игр эта игра не может быть применима к детям разного возраста, что не делает ее универсальной.
5. «Посади бабочку на цветок». Эта игра также является действенной при сенсорном развитии детей. Можно использовать разные материалы при создании самих бабочек и цветков, что поможет в развитии тактильных ощущений у детей. Основное направления развития в этой игре – это развитие цветового восприятия детей и развитие мелкой моторики. К сожалению, для старшей группы данная игра не подходит, что делает ее не универсальной. Но тем не менее подобные игры на цветовое и тактильное восприятие показывают хорошие результаты в последствии и широко применяются в педагогической практике [3].
6. «Собери матрешку». Данная игра направлена на развитие у детей понимания формы и размера. В ходе игры детям предлагается расставить матрешек от маленькой к большой и наоборот. Так же данную игру можно использовать для развития математических способностей детей (можно предложить детям посчитать количество матрешек).
Вышеописанные игры применяются при сенсорном развитии детей.
В результате многолетнего опыта работы пришла к выводу, что внедрение дидактических игр в детском саду эффективно помогает развивать, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности Именно индивидуальный подход становится решающим при развитии тех или иных способностей у детей.
. В заключении так же хочется отметить то, что индивидуальный подход и уход от традиционной формы занятий может позволить к еще более успешному развитию детей и их способностей и возможностей.
Список литературы:
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008. – С. 315