Наталья Береза
Развитие внимания дошкольников посредством дидактической игры с использованием информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период, когда происходит накопление знаний об окружающем мире, закладываются основы физического и психического здоровья, происходит развитие многогранных отношений дошкольника к окружающей действительности.
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Если в дошкольном возрасте такие качества не будут сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Публикация «Развитие внимания дошкольников посредством дидактической игры с использованием информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на развитие внимания
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным в работе с детьми, так как служит повышению их познавательной активности и способствует эффективному усвоению программного материала, помогает развивать внимание.
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей, играет большую роль в регуляции интеллектуальной активности.
Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду помогают повысить интерес, вызывают положительные эмоции, активизируют деятельность воспитанников, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Дидактическая игра, помогает решать различные педагогические задачи в наиболее доступной и привлекательной форме; позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая внимание, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержание игры
В 2016-2017 учебном году в нашем ДОУ был проведен эксперимент, целью которого являлось выявление влияния электронных дидактических игр на изменение уровня развития внимания детей. В ходе эксперимента было отмечено, что психические процессы у дошкольников протекают с большей ясностью, чёткостью и быстротой при использовании электронных дидактических игр.
Было выявлено, что внимание ребёнка приковано к дидактической электронной игре, к выполнению предложенных игровых задач. Он самостоятельно преодолевает трудности, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительно удерживать внимание на однообразной работе. Дидактические электронные игры будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как они понятны и доступны ребё нку: «Назови предмет», «Найди два одинаковых предмета», «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?» и другие.
С помощью современных технических средств обучения и информационных компьютерных технологий воспитатели нашего дошкольного учреждения получили возможность создавать интерактивные игры и дидактические пособия, которые необходимы для решения дидактических и воспитательно-образовательных задач, развития внимания, закрепления материала и организации индивидуальной работы с воспитанниками.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов активно используется во время подготовки педагогов к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий.
Педагоги ДОУ придумывают новые авторские электронные дидактические игры или переводят содержание известных дидактических игр в электронную версию и дают вторую жизнь дидактическим играм. Электронные игры становятся красочными, долговечными и много вариативными: «Дикие и домашние животные», «Речные рыбы», «Чей след?» и другие.
Очень важным является удобство систематизации и хранения электронных дидактических игр при создании каталогов и библиотек, например: «Космос», «Подводное царство», «Животный мир», «Составь сказку» и другие.
В процессе непосредственно образовательной деятельности педагоги детского сада активно используют видеофильмы и презентации познавательного содержания, что дает возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, животного и предметного мира, общественной жизни, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить далекую страну или интересный музей. Активизация различных центров восприятия: слуха, обоняния, осязания способствует успешному развитию всех психических процессов, в том числе и внимания.
В детском саду созданы картотеки электронных презентаций «Времена года», «Путешествие на машине времени», «Математика-царица наук», «Познаю мир». Картотеки электронных дидактических игр помогают эффективнее проводить индивидуальную работу и подбирать задания в соответствие с уровнем развития и индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Таким образом, внимание развивается в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность воспитанников, на возрастные и индивидуальные особенности их развития. Четко продуманная организация проведения дидактических игр с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует получению стабильных положительных результатов в сфере развития внимания. Игровая деятельность становится более осознанной и направляется на достижение результатов, а не на сам процесс. При правильной организации дидактических игр дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.
Использование технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, углубляет игровой настрой, способствует длительной концентрации внимания, повышению качества образовательного процесса, от эффективности и качества которого зависят дальнейшее развитие личности каждого ребёнка.