Дашевская Светлана
Консультация для воспитателей «Развитие сенсорных чувств у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве называется сенсорным развитием. В раннем возрасте значение сенсорного развития достаточно велико. Совершенствование деятельности органов чувств и накопление первичных представлений об окружающем мире происходит в раннем возрасте. Обеспечить полноценное сенсорное развитие детей является одной из основных задач дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие сенсорных чувств у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Начала сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в детстве. Значение сенсорного развития ребенка для его будущего ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачи по разработке и использованию наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в дошкольном учреждении.
В процессе всей жизни детей происходит систематическое обогащение сенсорного опыта, накопление новых мироощущений, развитие эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, развитие интересов и формирование потребностей происходит. Для полноценного сенсорного развития в процессе обучения необходимо применение различных средств и методов. Не следует забывать и о сенсорном воспитании в повседневной жизни.
Развитие сенсорных чувств детей с 1,5 до 3 лет занимает, пожалуй, одно из центральных мест в работе педагога ДОУ. Сенсорное развитие ребенка обеспечивает получение первичных отчетливых представлений об окружающем и составляет фундамент умственного развития ребенка в целом.
Ранний возраст наиболее благоприятен для сенсорного развития ребенка, накопления представлений об окружающем мире, совершенствования органов чувств.
Сенсорное воспитание в 1 младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей, то есть способностей к наиболее элементарной форме опосредования – использованию системы сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов.
Воспитание сенсорных чувств ребенка включает в себя знакомство с такими образцами, как цвет, форма, величина, вкус, запах.
Выбор темы опыта работы обусловлен тем, что первоначальное познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения предметов окружающего мира, которые действуют непосредственно на органы чувств).
Раннее развитие ощущений и восприятий создает все необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов - воображения, памяти, мышления. Развитая сенсорика является фундаментом для совершенствования практической деятельности современного человека.
Научные исследования системы сенсорного воспитания
Впервые в педагогике внимание на проблему сенсорного развития детей обратил Я. А. Коменский. В «Мире чувственных вещей в картинках» он доказал, что необходимо организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств.
И. Г. Песталоцци в «Азбуке зрительного восприятия» раскрыл необходимость опоры на чувственный опыт при обучении детей овладению счетом.
М. Монтессори описала возможность развития ощущений и восприятия у маленьких детей с помощью дидактического материала на специальных занятиях. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма по методике М. Монтессори были изготовлены предметы из различного материала. Ребенок должен был определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет.
О. Декроли разработал систему дидактических игр, которые обеспечивают сенсорное развитие детей. Он использовал в играх детей предметы окружающего мира, разработал методику проведения игр на развитие сенсорных чувств детей.
Р. Штейнер создал международное культурно-образовательное движение, известное под названием Вольдорфская педагогика. Развитие сенсорных чувств ребенка проходит через подражание.
Руководство процессом усвоения сенсорных эталонов.
Одной из главных задач в работе с детьми раннего возраста мы ставим научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Целенаправленное воздействие педагога ведет к тому, чтобы восприятие детей надолго не осталось поверхностным и отрывочным, чтобы оно смогло создать необходимую основу для общего умственного развития.
В практической работе с детьми раннего возраста мы учитывали, что обучение восприятию цвета отличается от восприятия формы и величины, так как такое свойство как цвет предмета нельзя выделить практическим путем, пробами и ошибками. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой, то есть цвет нужно обязательно. Первоначально в определении цвета значительную роль играет промеривание и сопоставление путем приложения. При наложении цветов, Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может легко обнаружить их одинаковость или непохожесть. При этом он может еще и не знать названия цветов, не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета желтые или один из них синий, а другой желтый, но увидит, что цвета похожие или разные.
Заключение.
Восприятие развивается постепенно, в результате чего дети оказываются способными воспринимать все более сложные объекты. Умение воспринимать не формируется самостоятельно, следовательно, действиям восприятия дошкольников нужно учить, начиная с раннего возраста. Окружающий мир достаточно разнообразен и процесс его познание требует включения в процесс восприятия различных чувств : зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, а также сенсомоторных действий. Это позволит воспитаннику овладеть широким спектром свойств и качеств объектов окружающего мира, поможет познать их с разных сторон.