ольга максимовских
Консультация для воспитателей. Развитие самостоятельной активной речи детей раннего возраста (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.
В настоящее время система образования в нашей стране находится на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты ФГОС ДО дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Ранний возраст - это период наиболее быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей, Развитие самостоятельной активной речи детей раннего возраста (2–3 года)» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Проблема развития активной речи детей является актуальной по ряду причин:
1) ранняя профилактика речевых нарушений – одна из актуальных
проблем современной логопедии;
2) сензитивный период для развития речи ребёнка от
1 года 3 лет;
3) недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом;
4) отсутствие в ДОУ для детей раннего возраста специального сопровождения для оказания помощи на раннем этапе речевого недостатка;
5) существенное сужение объема «живого» общения взрослых и детей.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Что должен знать воспитатель о развитии активной речи ребёнка?
Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и малыш вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в речевом развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.
Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.
Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов) В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза. На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется - многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова. Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений.
В этом процессе А. Н. Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
Первый- это период предложений, состоящих из аморфных слов - корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.
Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей: предложение - наименование предмета типа назывного (дядя, папа); предложение - обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);предложение, выражаемое каким - либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).
Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания.
Второй период в овладении грамматикой - это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов.
Эти процессы становления речи, дают возможность ребёнку к трем годам овладеть почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.
На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, но чаще всего протекает в форме диалога.
Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.). Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения).
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения ребёнка, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью, имеющихся средствдля приятия общения ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, с ее эталонами (общение, беседы, разговоры, сказки, рассказы).
Ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка раннего возраста - его общение и взаимоотношения со сверстниками.
Как показывают исследования А. Н. Гвоздева, М. И Лисиной потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение детей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Взаимодействие в виде подражания друг другу способствует самосознанию себя и стимулирует речевую деятельность ребёнка
.А. А. Леонтьев отмечал, что речевая активность, если считать число слов, произнесенных в моменты, наиболее благоприятные для высказываний (например, но время самостоятельной деятельности, у ребенка 2-2,5 лет составляет в среднем 25 - 28 слов. К 3 годам она увеличивается в 3 - 3,5. раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь (на протяжении третьего года он увеличивается в 5 -6раз, усложняет грамматическую форму высказываний.
Таким образом, процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этапвозникновения речи. Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Е. А. Янушко предлагает игры и упражнения, а также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.
Большое внимание в методике отводится установлению контакта с ребёнком раннего возраста и развитию эмоционального общения с малышом.
Через подражание и совместную деятельность с ребёнком происходит усвоения общественного опыта. Путем подражания дети осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности.
Игры и упражнения, составляющие содержание методики направлены на:
1. Развитие подражания.
2. Развитие эмоционального общения.
3. Развитие делового общения - это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Общая цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре, либо ее определяет один из партнеров по общению. При этом как взрослый, так и ребенок может выступить с инициативой, и тогда другой играет роль помощника. Другими словами, общение происходит или на равных, или есть ведущий и ведомый. В работе с ребенком полезно применять разные виды взаимодействия, чтобы он мог побывать в разных ролях- партнера, помощника, ведущего.
4. Развитие слухового восприятия, речевого слуха.
5. Развитие движений, двигательных навыков, мелкой моторики.
6. Организация специальных речевых игр и упражнений: развитие словаря; речевого подражания - повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре;
7. Использование ритмических упражнений.
Таким образом, первый этап работы – это пробуждение у детей речевой активности на основе потребности в общении и интереса к общению.
В момент, когда ребёнок начинает использовать речь в повседневном общении, начинается следующий этап общения и развития создаются предпосылки для дальнейшего развития речи : развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и моторики рук, накопление пассивного словаря. Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи – подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения.
Речевой материал для игр и упражнений с детьми основывается на знакомстве с окружающим миром, в его на основе лежит тематический принцип.