ольга максимовских
Консультация для воспитателей «Развитие самостоятельной активной речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
(2–3 года).
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.
В настоящее время система образования в нашей стране находится на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты ФГОС ДО дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Ранний возраст - это период наиболее быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Проблема развития активной речи детей является актуальной по ряду причин:
1) ранняя профилактика речевых нарушений – одна из актуальных
проблем современной логопедии;
2) сензитивный период для развития речи ребёнка от
1 года 3 лет;
3) недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом;
4) отсутствие в ДОУ для детей раннего возраста специального сопровождения для оказания помощи на раннем этапе речевого недостатка;
5) существенное сужение объема «живого» общения взрослых и детей.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и малыш вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в речевом развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.
Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.
Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов) В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза. На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется - многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова. Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений.
В этом процессе А. Н. Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
Первый- это период предложений, состоящих из аморфных слов - корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.
Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей: предложение - наименование предмета типа назывного (дядя, папа); предложение - обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);предложение, выражаемое каким - либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).
Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания.
Второй период в овладении грамматикой - это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов.
Эти процессы становления речи, дают возможность ребёнку к трем годам овладеть почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.
На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, но чаще всего протекает в форме диалога.
Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.). Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения).
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения ребёнка, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью, имеющихся средствдля приятия общения ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, с ее эталонами (общение, беседы, разговоры, сказки, рассказы).
Ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка раннего возраста - его общение и взаимоотношения со сверстниками.
Как показывают исследования А. Н. Гвоздева, М. И Лисиной потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение детей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Взаимодействие в виде подражания друг другу способствует самосознанию себя и стимулирует речевую деятельность ребёнка
.А. А. Леонтьев отмечал, что речевая активность, если считать число слов, произнесенных в моменты, наиболее благоприятные для высказываний (например, но время самостоятельной деятельности, у ребенка 2-2,5 лет составляет в среднем 25 - 28 слов. К 3 годам она увеличивается в 3 - 3,5. раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь (на протяжении третьего года он увеличивается в 5 -6раз, усложняет грамматическую форму высказываний.
Таким образом, процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этапвозникновения речи. Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Е. А. Янушко предлагает игры и упражнения, а также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.
Большое внимание в методике отводится установлению контакта с ребёнком раннего возраста и развитию эмоционального общения с малышом.
Через подражание и совместную деятельность с ребёнком происходит усвоения общественного опыта. Путем подражания дети осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности.
Игры и упражнения, составляющие содержание методики направлены на:
1. Развитие подражания.
2. Развитие эмоционального общения.
3. Развитие делового общения - это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Общая цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре, либо ее определяет один из партнеров по общению. При этом как взрослый, так и ребенок может выступить с инициативой, и тогда другой играет роль помощника. Другими словами, общение происходит или на равных, или есть ведущий и ведомый. В работе с ребенком полезно применять разные виды взаимодействия, чтобы он мог побывать в разных ролях- партнера, помощника, ведущего.
4. Развитие слухового восприятия, речевого слуха.
5. Развитие движений, двигательных навыков, мелкой моторики.
6. Организация специальных речевых игр и упражнений: развитие словаря; речевого подражания - повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре;
7. Использование ритмических упражнений.
Таким образом, первый этап работы – это пробуждение у детей речевой активности на основе потребности в общении и интереса к общению.
В момент, когда ребёнок начинает использовать речь в повседневном общении, начинается следующий этап общения и развития создаются предпосылки для дальнейшего развития речи : развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и моторики рук, накопление пассивного словаря. Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи – подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения.
Речевой материал для игр и упражнений с детьми основывается на знакомстве с окружающим миром, в его на основе лежит тематический принцип подбора.