Кочеткова Татьяна
Развитие сенсорной и эмоциональной сфер у дошкольников с ОВЗ через реализацию психолого-педагогического проекта мир в цвете
▼ Скачать + Заказать документы
Вокруг нас цветной мир : красный, желтый, зеленый … И уже никого не удивить тем фактом, что цвета способны влиять на наше настроение и даже на душевное состояние. Цвет — это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки – вся наша жизнь наполнена цветом. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.
Публикация «Развитие сенсорной и эмоциональной сфер у дошкольников с ОВЗ через реализацию психолого-педагогического проекта мир в цвете» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Цветы. Все о цветах
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нем.
Цвет в жизни дошкольника - важная составляющая развития ребенка. Восприятие цвета - психический познавательный процесс. Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов. Кроме того, цвет оказывает на ребёнка разнообразное воздействие, вызывая у него различные эмоциональные чувства, как положительные (радость, счастье, восторг, так и отрицательные (раздражение, грусть).
Работая с детьми с особенностями в здоровье, я столкнулась с проблемой: дошкольники групп компенсирующей направленности с задержкой психического развития не соотносили цвета, не знали названий цветов, процесс социализации проходил с трудностями. При этом исследования подтверждают, что у детей с ОВЗ резко снижена цветовая чувствительность, затруднен перенос получения сенсорного опыта не только из одной ситуации в другую, но и с одного объекта на другой; поздно и частно неполноценно происходит соединение сенсорного опыта со словами; затруднено эффективное эмоциональное реагирование; затруднен процесс коммуникации.
Для решения проблемы мною был подготовлен и реализован долгосрочный психолого-педагогический проект «Жизнь в цвете», цель которого развитие сенсорной и эмоциональной сферы детей с ОВЗ через активное взаимодействие с цветом.
В результате был разработан цикл занятий, куда вошли комплекс авторских интерактивных и дидактических игр, элементы арт – терапии, которые призваны решать следующие задачи:
• закрепить знания детей об основных цветах : красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, голубой;
• учить детей находить предметы определённого цвета с опорой на наглядность;
• развивать внимание, память, быстроту реакции;
• обеспечить эффективное эмоциональное реагирование;
• облегчить процесс коммуникации;
• создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции, осознания своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний.
Приведу описательные примеры разработанных интерактивных игр.
Авторские интерактивные игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Могут использоваться в образовательном процессе индивидуально или с подгруппой детей. Строятся игры по одним и тем же правилам, что понятно для детей (используются только один вид анимации). Взрослый задает вопросы в соответствии с темой игры. Ребенок дает ответ, а в случае затруднения получает помощь педагога-психолога или сверстника. После этого ребенок выбирает картинку, подходящую по смыслу, и проговаривает название. Он может проверить свои знания, выбрав другую картинку. В случае неправильного выбора картинка качается (во всех играх в этом случае используется один вид анимации, сигнализируя, что ответ неверный. В случае правильного выбора, благодаря гиперссылке, игровое поле заполняется нужным элементом. По мере прохождения игры с детьми ведется беседа о предметах, изображенных на картинках.
Ряд игр разработаны по принципу известных игр, таких как головоломка «Судоку», игры «Четвертый лишний», игры «Установи соответствие», игры «Домино» и другие.
Описательный пример игры «Судоку».
«Судоку» – это головоломка. Игры, разработанные по этому принципу - "Судоку. Цветные кляксы", "Судоку. Цветные геометрические фигуры", "Судоку. Цветные предметы" и т. п. состоят из 4 рабочих слайдов с тематическими картинками. Цель головоломки – заполнить ячейку с вопросом недостающей картинкой, чтобы в каждой строке и в каждом столбце каждая картинка встречалась только один раз. Таким образом, интерактивные игры "Судоку" решают следующие задачи:
• развивают логическое мышление и внимание у воспитанников с ОВЗ;
• закрепить знания о цвете, способность соотносить и называть цвета;
• развивают познавательную активность воспитанников.
Описательный пример игры «Четвертый лишний».
Игры «Четвертый лишний» («Четвертый лишний. Цветные геометрические фигуры», «Четвертый лишний. Цвет и величина», «Четвертый лишний. Цветной калейдоскоп» и т. п) содержат 6 рабочих слайдов с тематическими картинками. Цель игры – найти по смыслу лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Интерактивные игры «Четвертый лишний» решают следующие задачи:
• развивают логическое мышление и внимание у воспитанников с ОВЗ;
• закрепить знания о цвете, способность соотносить и называть цвета;
• развивают познавательную активность воспитанников.
Приведу описательные примеры разработанных дидактических игр.
Авторские дидактические игры предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и могут использоваться в образовательном процессе индивидуально или с подгруппой детей. Дидактические игры разработаны по принципу классических настольно-печатных игр и содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Игры выполнены в текстовом редакторе WORD с использованием общедоступных интернет – ресурсов, вырезаны и заламинированы.
Ряд игр разработаны по принципу корректурной пробы, а также известных игр, таких как игра - ходилка, ассоциации, обобщение, лото.
Описательные пример игры по принципу корректурной пробы.
Игры «Цветные кляксы», «Цветные шары», «Цветные машинки», «Цветные бантики». Для игры используются бланки авторских корректурных проб. Задача ребёнка закрыть фишками предметы определённого цвета.
Описательный пример дидактической игры по принципу лото.
Игры «Цветные домики», «Цветное лото», «Цветные парочки», «Разноцветные предметы», «Цветовое лото настроения». Для игры используются разнообразное количество предметных картинок цветовых категорий или предметные картинки в цветовых рамках. Обучающие задачи ребенка либо разложить карточки в соответствии с цветом, либо выбрать карточки с картинками определенного цвета.
Арт-терапевтические техники в ходе реализации проекта.
Среди арт-терапевтических техник выбор пал на изотерапию — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками, использование краски Эбру; цветотерапию (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
Были использованы следующие техники:
• марание;
• монотопия;
• рисование с использованием разноцветных сыпучих материалов;
• рисование пальчиками, ладошками :
• рисование предметами окружающего пространства;
• рисование на воде;
• погружение в цвет;
• художественное слово (красная сказка о том, как управлять своими желаниями; оранжевая сказка - об апельсине, который всем завидовал; желтая сказка - о доброте и сочувствии; зеленая сказка - про лень; голубая сказка - о дружбе; синяя сказка о том, как поверить в себя; фиолетовая сказка о том, как научиться управлять страхом.
Итогом психолого-педагогического проекта «Мир в цвете» стало проведение мероприятия «Разноцветная неделька», каждый день которого был посвящен определенному цвету. Так понедельник был посвящен красному цвету, вторник – желтому и оранжевому цвету, среда – зеленому цвету, четверг – синему и голубому цвету и пятница – любому цвету. В ходе реализации итогового мероприятия общей идеей были объединены все участники образовательных отношений: воспитанники всех возрастных групп, воспитатели, родители воспитанников. В дни проведения «Разноцветной недельки» приветствовалась одежда, бантики, ленточки, аксессуары в соответствии с цветом дня. Были подготовлены и проведены итоговые фронтальные занятия с детьми по принципу квест – игр «Красное приключение», «Помоги солнышку», «Зеленое путешествие», «Голубая планета в беде», «Помоги цветику – семицветику», общие задачи которых:
• закрепление знаний о цвете;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие эмоциональной сферы;
• сплочение детского коллектива.
В процессе итогового мероприятия «Разноцветная неделька» для педагогов ДОУ был организован тренинг «Я = МЫ», в задачи которого входило:
• способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
• повысить групповую сплоченность;
• способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности;
• улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Для родителей воспитанников были подготовлена стендовая информация «Цвет в жизни дошкольника», «Цвет в рисунках детей», проведена психологическая акция «Цветик – семицветик».
Данный проект позволил решить обучающие задачи для детей с ОВЗ, пополнить методическую и электронную базу авторскими интерактивными и дидактическими играми, помог сплотить детский и профессиональный коллективы и получил положительные отзывы всех участников образовательных отношений. В результате жизнь каждого участника заиграла всеми цветами радуги.