Анастасия Бекасова
Развитие сенсорного опыта ребенка через сюжетно-ролевую игру
Анализируя собственные наблюдения, полученные в результате работы с детьми дошкольного возраста, мною было сделано заключение о том, что современный дошкольник характеризуется недостаточным уровнем сенсорного развития, то есть не всегда имеет полное представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Публикация «Развитие сенсорного опыта ребенка через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.
Сенсорное развитие детей является одной из задач дошкольного воспитания. Именно в этом возрасте дошкольники наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.
Значение и важность сенсорного воспитания было доказано и изучено такими представителями дошкольной педагогики как: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков и другие.
В научных трудах данными авторами под сенсорным развитием понималось формирование чувственного опыта ребенка.
Как указывается в работе Н. Н. Поддьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир».
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. В развитии и воспитании детей особая роль принадлежит игре.
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.
Поэтому, работая с детьми дошкольного возраста, я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого я применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.
Детей дошкольного возраста учу обыгрывать игрушки. Для этого мною используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, я учу ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяю кукле. Я учу ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем учу детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого мною проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Я обращаю внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.
В своей практике для развития сенсорного опыта детей, использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками.
«Почини одежду зайчатам»
Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Игры с бельевыми прищепками
Цели: Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры: Взрослый: Отгадайте загадку. Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники. Далее предлагает ежику найти иголки (прикрепить прищепки, солнышку лучики, морковке батву, ёлочке прикрепить иголочки и т. д.
«Сбор фруктов».
Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины
Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины) .
Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается
«Из чего состоит поезд?»
Цель: определение предметов по форме.
Ход игры: Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию поезда, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Самая длинная, самая короткая».
Цель: определять предметы по величине.
Ход игры: Разложить разноцветные бусы разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать бусы по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
«Волшебный мешочек».
Цель: развивать тактильные ощущения.
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.) Детям предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Спрячь мышку».
Цель: ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.
Материал: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов - дверцы, игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего раз мера - цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец.
Воспитатель проводит с детьми игру "Спрячь мышку! ". Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.
«Поиски клада»
Цель: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.
В прозрачный контейнер насыпается песок, специально разработанный для песочной терапии. В песке поместить различные предметы- ракушки, рыбки, монетки, кристаллы и др. Задача детей отыскать эти предметы. По желанию ребенок может использовать ложечки, савочки или просто перебирать песок руками.